Ирина Игнатьева
Педагогический анализ
▼ Скачать + Заказать документы
1. Понятие педагогического анализа
Важное место в дошкольном учреждении принадлежит анализу и самоанализу. А. Н. Троян выделяет компоненты системы педагогического анализа : наблюдение педагогического процесса; контроль за ходом воспитательно-образовательной работы; педагогический анализ. К основным объектам педагогического анализа относятся формы организации учебно-воспитательного процесса.
Источники педагогического анализа :
Публикация «Педагогический анализ» размещена в разделах
систематизированные данные контроля внутри ДОО и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы);
документация дошкольного учреждения;
материалы контроля;
анализ результатов деятельности дошкольного учреждения;
управленческая деятельность администрации дошкольного учреждения;
работа с кадрами;
материалы анкетирования педагогов, родителей.
К отбору информации предъявляются требования: полнота, объективность и предельная конкретность.
Общие требования к анализу :
чёткость построения по блокам ими разделам;
логическая последовательность изложения;
аргументированность, сравнение с предыдущим учебным годом;
точность оценок, исключающих субъективизм;
доказательность выводов;
чёткость и педагогическая обоснованность предложений;
применение наглядности: таблиц, графиков, диаграмм.
2. Формы и виды анализа занятия в ДОО
1. Краткий (оценочный) анализ– это общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализацию.
2. Структурный (поэтапный) анализ – выделение и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей.
3. Системный анализ– рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия. Обеспечение формирования знаний, умений, навыков детей, усвоение ими способов обучения.
4. Полный анализ – система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей занятия, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний, способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов.
5. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени занятия по каждому его этапу.
6. Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов.
7. Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа).
8. Дидактический анализ – это анализ дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей).
9. Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятий (чаще всего системы занятия).
В зависимости от содержания анализа выделяют его виды : параметрический (оперативный, тематический, итоговый.
Виды анализа
Параметрический анализ Тематический анализ Итоговый анализ
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе, результатах образовательного процесса, на выявление причин его недостатков. Например, предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, состояния дисциплины в группе и в ДУ за день или неделю.
анализ посещаемости занятий и мероприятий, санитарного состояния ДУ, соблюдения режимных моментов и т. п. Основное содержание параметрического анализа, проводимого заведующей и его заместителем, составляет посещение занятий и мероприятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ Направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в педагогическом процессе. Его предметом, например, выступает система занятий и т. д. Содержание тематического анализа составляют комплексные проблемы: система работы воспитателей, практических психологов, дефектологов по формированию отдельных сторон базовой культуры личности, по повышению уровня педагогической культуры. деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в ДУ и т. п. Охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки, проводится по завершении учебного полугодия, года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Информация для итогового анализа складывается из данных других видов анализа, итоговых работ воспитанников данных официальных отчетов, справок, предоставляемых всеми участниками педагогического процесса. Содержание итогового анализа работы ДУ за учебный год составляют итоги по основным направлениям: качество преподавания; качество знаний, умений и навыков воспитанников: уровень воспитанности дошкольников; состояние и качество методической работы в ДУ; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья детей и педагогов; их санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности Совета ДУ. Проведение итогового анализа, его объективность и глубина подготавливают работу над планом работы ДУ на новый учебный год
3. Самоанализ в ДОО
Анализ образовательной деятельности может быть двух видов: самоанализ или рефлексивная диагностика и проблемный анализ или анализ коллег.
Самоанализ понимается как разбор содержания (тематики, целей, задач, приёмов) и формы (соблюдение хронометража, логичности и последовательности видов работы, проведённого элемента образовательной деятельности (занятия, развлечения, утренника или режимного момента).
Целями проведения самоанализа является :
выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы;
определение недостатков в использовании методических приёмов взаимодействия с детьми;
установление организационных просчётов.
Для осуществления поставленных целей самоанализа образовательной деятельности решаются следующие задачи:
оценить объективность поставленных целей, то есть то, насколько соотносятся между собой время на их реализацию и уровень подготовленности детей;
выявить уровень усвоения детьми программного материала и определить пробелы, которые затем будут устранены в процессе дальнейшей работы со всей группой или индивидуально;
выбрать оптимальный для группы способ интеграции разных образовательных областей в рамках одного вида НОД;
определить психологическую оправданность содержания форме занятия, то есть выбора приёмов работы (игр, наглядности и т. д.) под конкретную тему;
оценить эффективность использования мотивационных приёмов, формы подведения итогов и способов поддержания интереса ребят.
4. Виды деятельности для самоанализа
Самоанализ организуется для любого образовательного направления. Самоанализ проводится и для прогулок, развлечений, утренников. Однако если при разборе НОД ключевой будет организация познавательной активности (к примеру, проведение обучающей игры) и физического развития, то акценты в самоанализе развлечений и прогулок смещаются в сторону социально-коммуникативной деятельности, то есть организации и проведения игр.
Анализ своей работы на занятиях и досуговых мероприятиях позволяет педагогу составить диагностическую карту развития:
игровой деятельности;
нравственно-патриотического, культурного воспитания;
познавательной деятельности.
Самоанализ проводится при помощи трёх видов приё мов:
1) Речевые способы - форма составления самоанализа письменная.
2) Наблюдение - этот приём применяется для анализа деятельности детей, а также организационной подготовки занятия. Так, при помощи наблюдения педагог может судить о :
выборе подходящих или неподходящих иллюстраций по теме;
детях, нуждающихся в особом внимании;
удачных или неудачных вариациях приёмов взаимодействия с воспитанниками.
3) Практические приёмы для самоанализа.
Этот вид предполагает анализ ожидаемых результатов, обозначенных в конспекте занятия, тем, которые были достигнуты по факту.
Алгоритм проведения самоанализа
1. Обозначаем возрастную группу детей.
2. Указываем количество присутствующих.
3. Перечисляем цели, задачи и ожидаемые результаты НОД.
4. Даём описание структуры занятия, то есть суть вводного, основного и заключительного этапов.
5. Рассматриваем методические приёмы, использованные на занятии, указывая оборудование и материалы, которые были использованы для каждого.
6. Оцениваем уровень организации, то есть подготовку к каждому этапу работы, приёмы мотивации детей.
7. Описываем насколько этапы занятия были логично выстроены, оцениваем темп НОД, уровень инициативности ребят в процессе работы.
8. Даём краткую характеристику показателей речи педагога (темп речи, выразительность, доброжелательные интонации).
9. Описываем общую эмоциональную атмосферу на занятии. Это пункт может быть сопутствующим при описании предыдущих позиций.
10. Приводим перечень недостатков и намечаем пути их устранения.
11. Обобщаем всё сказанное выше.