Анастасия Петрова
Эссе «Педагогические взгляды»
▼ Скачать + Заказать документы
• Елизавета Николаевна Водовозова
• Родилась 17 августа 1844 года в Смоленской губернии. Она окончила в 1862 году Смольный институт, где училась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 году она стала женой Водовозова.
• В конце 1860-х побывала в Германии и Швейцарии, где изучала детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля.
С 1863 года она публиковала свои произведения в прессе.
• В 1886 году, овдовев, вышла замуж за ученика и друга первого мужа В. И. Семевского.
В последние годы жила в бедности и одиночестве, часто думала о самоубийстве.
Умерла Елизавета Николаевна Водовозова 23 марта 1923 года в Петрограде
• труды
Публикация «Эссе „Педагогические взгляды“» размещена в разделах
Елизавета Водовозова является автором статей «Что мешает женщине быть самостоятельной?», книги «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871 год, «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». Она издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы», «Батрачка. Рассказ из народного быта» и беллетристический (т. е. в стихах и прозе) сборник для детского чтения «На отдых» (Санкт-Петербург, 1880).
Главной книгой Е. Водовозовой считается «Жизнь европейских народов. Географические рассказы», которая рассказывает о народах различных стран, их традициях, народных забавах, занятиях, характере политической жизни. Она написала много произведений мемуарного характера
Педагогические взгляды
• Цель воспитания
Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”
Воспитатель, воспитание и обучение
играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей.
Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором.
Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания
Е. Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям.
Воспитание ребенка — живое, творческое дело;
без педагогических знании, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным, утверждала она
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним:
“Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”
• умственное и нравственное воспитание
Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста.
Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно.
Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений
• Умственное воспитание
Умственное воспитание:
развитие наблюдательности и любознательности;
расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающем миром;
обучение родному языку;
развитие внимания, памяти и др.
• психологические основы умственного воспитания
Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями.
Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей.
Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов.
Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда
• НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основа нравственного воспитания детей:
организованная воспитательная среда,
систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка,
трудовое воспитание,
воспитание чувства любви к Родине
Е. Н. Водовозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в плане теории «естественных последствий» Руссо, личный опыт и его последствия с тон целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно
(«естественные наказания» (-ребёнок должен чувствовать и отвечать за все последствия своих дурных последствий)
Е. Н. Водовозова не связывала нравственное воспитание с религией, она совершенно не касалась в своей работе «Умственное и нравственное воспитание.» вопросов религиозного воспитания детей дошкольного возраста
• физическое воспитание
свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания
Разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка.
Подвижные игры, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах
Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей:
подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье;
в подвижных играх не должно быть повода к азарту;
подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры;
главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы
• ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие, горячую привязанность к ближнему”
Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду.
Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу
Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам.
Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи.
Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года, серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей
• эстетическое воспитание
Е. Н. Водовозова занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен.
Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий
• ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы.
Эта подготовка должна заключаться
в правильной организации жизни детей, своевременном
развитии их сил и способностей,
в пробуждении у них интереса к учению.
Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства
• ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ
В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста
Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания.
Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине
Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора —
в этом ее большая заслуга
• ИГРЫ И ИГРУШКИ
Она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.
Е. Н. Водовозова указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.
Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание.
В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей