Марина Стадник
Педагогические ситуации и их решение
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические ситуации и их решение
Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. С чем это связано? Попробуем разобраться.
СЛАЙД
Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.
Темочки:
Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.
СЛАЙД.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.
СЛАЙД.
Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т. д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.
Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения :
- Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения. Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек).
Раздаются ситуации
Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем :
• Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.
• Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.
• Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.
• Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.
СЛАЙД.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
• исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача,
• построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача,
• поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)
Примеры анализа педагогических задач
СЛАЙД
Ситуация "Об отверженном ребёнке"
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
СЛАЙД
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2. Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3. Изобретательская задача:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
СЛАЙД
Ситуация №1.
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
СЛАЙД
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - гиперактивный ребёнок.
• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
2. Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»
3. Изобретательская задача:
- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.
- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.
- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.
- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.
4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
СЛАЙД
Ситуация №2
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
СЛАЙД
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - нетерпеливый ребенок.
• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.
2. Прогнозная задача:
- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
3. Изобретательская задача:
- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего
СЛАЙД
Ситуация №3
В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.
СЛАЙД
1. Исследовательская задача:
• Что есть? – робкий ребенок.
• Что не устраивает? - заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
• Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.
2. Прогнозная задача:
- научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;
3. Изобретательская задача:
- выявить причину неуверенности в себе;
- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;
- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;
- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».
- одобрять инициативу.
4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.
Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.
СЛАЙД
«Принципы воспитания детей 21 века» :
Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
Уважайте ребенка.
Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!
СЛАЙД
В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.
Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.