Ягудина Светлана
Педагогические возможности мини-музея в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею? На этот вопрос можно ответить по-разному. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики, а музейную педагогику в детском саду как один из компонентов подготовки ребенка к дальнейшему обучению в школе. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Публикация «Педагогические возможности мини-музея в дошкольной организации» размещена в разделах
Ведущим методом в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
Как и в какой форме происходит знакомство детей с музейной педагогикой в детском саду? Одной из форм является картинная галерея. Превращение одного из коридоров детского сада в привлекательную картинную галерею, на стенах которого помещены фотографии, репродукции картин и детские творческие работы – одна из форм работы с детьми. Экспозиции меняются в зависимости от того, какой блок программы изучают дошкольники, и от сезона года.
Примерная тематика: «Времена года», «Родные просторы», «Третьяковская галерея», «Твоя любимая картина», «Портретная живопись», «Натюрморт» и др.
Знакомству детей с историей, традициями, истоками культуры на Руси, приобщению дошкольников к обрядовой культуре способствуют организованные в ДОУ тематические праздники и развлечения: «Ярмарка народных промыслов», «Рождественские колядки», «Весёлая масленица», «Яриловы игрища», «В гости к Ханты», «Богатырские забавы», «День рыбака и охотника».
Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Его можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанной на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника. Педагоги считают, что метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
В детском саду разработаны и реализованы проекты: «Путешествие во времени», «В мире игрушки», «Тайна бабушкиного сундука», «Красная пасха», «Моё семейное древо», «Кукла моей мечты», «Я расту в Сургуте», «Мой волшебный Новый год», «Откуда книжка к нам пришла?»
С детьми старшего дошкольного возраста интересно заниматься коллекционированием. Темы коллекций могут быть самыми разнообразными: «Открытки», «Значки», «Флаги», «Монеты», «Камни и минералы», «Шкатулки» и многое другое.
Интересной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста является организация экскурсий в музей. Музеи являются одними из наиболее значимых социальных объектов ближайшего окружения детского сада, достопримечательностями города, с которыми необходимо познакомить детей. В процессе бесед и экскурсий дети знакомятся с разнообразием существующих музеев, их содержанием, с удовольствием посещают художественные галереи, музеи изобразительных искусств, краеведческие музеи.
Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеея. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение мини-музея – художественно-эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников.
Его задачи – обогащение предметно-развивающей среды детского сада, формирование у дошкольников представлений о музее, расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных способностей и формирование проектно- исследовательских умений и навыков, формирование активной жизненной позиции.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, воспитанники старших групп проводят экскурсии для малышей.
Примерная тематика мини-музеев разнообразна : «Русская изба», «Что прячется в старинном сундуке», «Моя любимая игрушка», «Игрушки-забавы», «Музей часов», «Музей книги», «Народные промыслы», «Государственная символика», «Мой край Югра», «Ёлка моей мечты» и другие.
Цели и задачи мини- музея :
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
4. Формирование у дошкольников представления о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Методические принципы.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Дети совместно с педагогами разрабатывают правила поведения в мини- музее.
Правила поведения в мини-музее
• В нашем музее экспонаты разрешено трогать руками!
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми интересными экспонатам.
Где расположить мини- музей? Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная в раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея.
Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей часов может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
В мини-музее воспитатель проводит с детьми «искусствоведческие беседы» и «занятия-путешествия» музейного содержания. Здесь дети готовятся к посещению музея, повторно «проживают» свои впечатления, просматривая музейные материалы. Воспитатель приобщает детей к созданию в детском саду своего мини- музея, рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, поощряет активность и любознательность ребенка. [3.]
При организации мини-музея в группе педагог может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Расположенные мини- музеи в холлах детского сада находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап.
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами, которые проводят экскурсии по мини- музею как для детей своей группы, так и для детей других групп.
3. Подведение итогов.
Взрослые оформляют фотогазету «Наш мини-музей». Можно организовать проведение экскурсии в мини-музее для детей других групп (экскурсоводы- дети). Подготовка презентации «Мини- музей нашей группы», с которой воспитатель выступает перед родителями на родительском собрании и педагогами ДОУ. Совместное обсуждение темы следующей выставки мини- музея.
Мини-музеи должны постоянно пополняться новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми, коллекции, альбомы фотографий и рисунков.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.