Каролина Шефер
Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей экспериментально-исследовательской деятельности необходимо начинать с преобразования предметно-развивающей среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)
Оптимальная предметно-развивающая среда создаёт ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в организации поставленной цели. При организации предметно - развивающей среды учитывается деятельностно - возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребности, как актуального, так и перспективного развития ребенка и соответствует его индивидуальным способностям. Предметная среда должна быть организованна таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к воздействию с окружающим, удовлетворению потребности в познании окружающего мира. Предметно-пространственная среда группы детского сада должна быть создана в виде модели, включающей «Огород на окне» (для долгосрочных наблюдений за растениями); «Уголок природы», в котором представлены различные виды растений; «Научную лабораторию», оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами (магниты, колбы, пробирки, микроскопы, лупы, ёмкости для исследования). Цель создания данной модели заключается в развитии способности ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях», как средством познания окружающего мира как в организованной образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Группа должна укомплектована разнообразным дидактическим материалом: дидактическими и настольно-печатными играми («В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка», «Волшебный песок», «Приключения капельки», «Встреча Ледовичка и Снеговичка», «Как сделать компас?», «Мир камней», «Знакомимся с магнитами», «Воздух невидимка», «Мир растений и животных» и др.); предметными и сюжетными картинками; схемами для проведения экспериментальной деятельности («Как проводить опыты?», «Как вести себя в мини-лаборатории», «Движение воздуха, воды», «Свет в природе», «Свойства почвы», «Состояния и превращения веществ», «Условия жизни растений»); макетами («Вулкан», «Пустыня», «Бескрайний север», «Что в морской глубине»); тематическими коллекциями («Такие разные семена», «Мир камней»); детскими энциклопедиями, картами и атласами Земли, глобусом. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, появилась необходимость в изготовлении дидактических игрушек: «Почемучки», «Зайка-любознайка», «Капитошка», «Лесовичок», которые делают первые открытия вместе с детьми. Содержание данной деятельности с дошкольниками реализуется в разнообразных формах работы: организованной образовательной деятельности осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей. Экспериментирование доступно детям уже раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют воду и песок, превращают снег в воду, а воду в цветные льдинки, пускают мыльные пузыри, играют с ветерком и др. В среднем возрасте опыты усложняются, дети способны искать ответы на разные вопросы: «Где живёт воздух?», «Как растут растения?», «Почему всё звучит?», и др. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг проведения экспериментов : дети знакомятся с электричеством, определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как устроен вулкан и др. Дети приобретают способность проводить элементарные опыты, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Педагог в своей работе знакомит детей старшего дошкольного возраста с рациональными приемами такого познания. Стремясь не только к тому, чтобы ребенок научился обследовать определенный круг наиболее часто встречающихся предметов, но и к тому, чтобы сформировал некоторые общие перцептивные умения (вслушиваться, всматриваться).
Публикация «Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Организуя с детьми экспериментальную деятельность, необходимо придерживаться следующих правил:
1. Экспериментальную деятельность проводить с детьми неоднократно, с целью обучения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
2. Совершенствовать умение анализировать свойства, признаки предметов, материалов; самостоятельно (на основе схем) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменении свойств);
3. Развивать умение анализировать объект.
Планирование экспериментально-исследовательской деятельности помогает планомерно осуществлять данный вид деятельности. С учётом возрастных особенностей детей для каждой возрастной группы разработан перспективный план, в содержание которого включены различные объекты для экспериментирования : («Какая бывает вода», «Как расселяются деревья», «Сколько лет дереву», «Как обнаружить воздух», «Танец горошин», «Необычные кораблики», «Солнечные зайчики», «Где живёт электричество», «Удивительный песок», «Извержение вулкана», «Испарение», «Как работает термометр» и др.). Данные опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с различными явлениями.
В экспериментально-исследовательской деятельности с детьми педагог использует разнообразные методы:
– вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
– схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
– вопросы, помогающие прояснить и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
– метод, стимулирующий детей к коммуникации (спроси друга, что он думает по этому поводу);
– метод «первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Прежде чем приступить к проведению экспериментов, педагог вместе с детьми составляет план предстоящей деятельности :
– выбирают объект исследования;
– подбирают оборудование;
– уточняют, каким будет эксперимент : кратковременный или долговременный;
– определяют, для чего проводится опыт (прогнозируют результат);
– закрепляют последовательность действий;
– вспоминают правила безопасности;
– проводят эксперимент;
– фиксируют результаты на карточках или в альбоме;
– анализируют результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самым интересным, в чем испытывали затруднения).
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогами. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, сплачивает семью, позволяет вовлечь родителей в единое с дошкольным учреждением образовательное пространство.
Таким образом, соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения экспериментально-исследовательской деятельности. Несомненно, положительными моментами использования экспериментальной деятельности стало то, что в процессе работы у детей появилось умение задавать вопросы, давать определения различным понятиям, действовать самостоятельно. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек». Педагогические условия способствуют развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.