Папки-передвижки

Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду

Каролина Шефер
Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Обучение детей экспериментально-исследовательской деятельности необходимо начинать с преобразования предметно-развивающей среды. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)

Оптимальная предметно-развивающая среда создаёт ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в организации поставленной цели. При организации предметно - развивающей среды учитывается деятельностно - возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребности, как актуального, так и перспективного развития ребенка и соответствует его индивидуальным способностям. Предметная среда должна быть организованна таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к воздействию с окружающим, удовлетворению потребности в познании окружающего мира. Предметно-пространственная среда группы детского сада должна быть создана в виде модели, включающей «Огород на окне» (для долгосрочных наблюдений за растениями); «Уголок природы», в котором представлены различные виды растений; «Научную лабораторию», оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами (магниты, колбы, пробирки, микроскопы, лупы, ёмкости для исследования). Цель создания данной модели заключается в развитии способности ребенка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях», как средством познания окружающего мира как в организованной образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Группа должна укомплектована разнообразным дидактическим материалом: дидактическими и настольно-печатными играми («В космических просторах», «Мои друзья», «Почемучка», «Волшебный песок», «Приключения капельки», «Встреча Ледовичка и Снеговичка», «Как сделать компас?», «Мир камней», «Знакомимся с магнитами», «Воздух невидимка», «Мир растений и животных» и др.); предметными и сюжетными картинками; схемами для проведения экспериментальной деятельности («Как проводить опыты?», «Как вести себя в мини-лаборатории», «Движение воздуха, воды», «Свет в природе», «Свойства почвы», «Состояния и превращения веществ», «Условия жизни растений»); макетами («Вулкан», «Пустыня», «Бескрайний север», «Что в морской глубине»); тематическими коллекциями («Такие разные семена», «Мир камней»); детскими энциклопедиями, картами и атласами Земли, глобусом. Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, появилась необходимость в изготовлении дидактических игрушек: «Почемучки», «Зайка-любознайка», «Капитошка», «Лесовичок», которые делают первые открытия вместе с детьми. Содержание данной деятельности с дошкольниками реализуется в разнообразных формах работы: организованной образовательной деятельности осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности детей. Экспериментирование доступно детям уже раннего и младшего возраста. Они с удовольствием обследуют воду и песок, превращают снег в воду, а воду в цветные льдинки, пускают мыльные пузыри, играют с ветерком и др. В среднем возрасте опыты усложняются, дети способны искать ответы на разные вопросы: «Где живёт воздух?», «Как растут растения?», «Почему всё звучит?», и др. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг проведения экспериментов : дети знакомятся с электричеством, определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как устроен вулкан и др. Дети приобретают способность проводить элементарные опыты, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Педагог в своей работе знакомит детей старшего дошкольного возраста с рациональными приемами такого познания. Стремясь не только к тому, чтобы ребенок научился обследовать определенный круг наиболее часто встречающихся предметов, но и к тому, чтобы сформировал некоторые общие перцептивные умения (вслушиваться, всматриваться).

Публикация «Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду» размещена в разделах

Организуя с детьми экспериментальную деятельность, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Экспериментальную деятельность проводить с детьми неоднократно, с целью обучения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.

2. Совершенствовать умение анализировать свойства, признаки предметов, материалов; самостоятельно (на основе схем) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменении свойств);

3. Развивать умение анализировать объект.

Планирование экспериментально-исследовательской деятельности помогает планомерно осуществлять данный вид деятельности. С учётом возрастных особенностей детей для каждой возрастной группы разработан перспективный план, в содержание которого включены различные объекты для экспериментирования : («Какая бывает вода», «Как расселяются деревья», «Сколько лет дереву», «Как обнаружить воздух», «Танец горошин», «Необычные кораблики», «Солнечные зайчики», «Где живёт электричество», «Удивительный песок», «Извержение вулкана», «Испарение», «Как работает термометр» и др.). Данные опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с различными явлениями.

В экспериментально-исследовательской деятельности с детьми педагог использует разнообразные методы:

– вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;

– схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

– вопросы, помогающие прояснить и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

– метод, стимулирующий детей к коммуникации (спроси друга, что он думает по этому поводу);

– метод «первой пробы», применение результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

Прежде чем приступить к проведению экспериментов, педагог вместе с детьми составляет план предстоящей деятельности :

– выбирают объект исследования;

– подбирают оборудование;

– уточняют, каким будет эксперимент : кратковременный или долговременный;

– определяют, для чего проводится опыт (прогнозируют результат);

– закрепляют последовательность действий;

– вспоминают правила безопасности;

– проводят эксперимент;

– фиксируют результаты на карточках или в альбоме;

– анализируют результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент опыта был самым интересным, в чем испытывали затруднения).

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и взаимопонимания между родителями и педагогами. Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, сплачивает семью, позволяет вовлечь родителей в единое с дошкольным учреждением образовательное пространство.

Таким образом, соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения экспериментально-исследовательской деятельности. Несомненно, положительными моментами использования экспериментальной деятельности стало то, что в процессе работы у детей появилось умение задавать вопросы, давать определения различным понятиям, действовать самостоятельно. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек». Педагогические условия способствуют развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду
Опубликовано: 15 октября 2022 в 08:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия организации экспериментально — исследовательской деятельности в современном детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Каролина Шефер (УИ 2256446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД