Папки-передвижки

Педагогические условия общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Козорез Елена Юрьевна
Педагогические условия общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Аннотация: данная статья посвящена проблеме общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Обосновывается актуальность проблемы в соответствии с тенденциями развития общества, требованиями образовательного стандарта. Раскрываются условия взаимоотношений детей дошкольного возраста, отмечается положительное влияние общения ребенка со своими сверстниками на его общее развитие. В процессе совместной деятельности дети накапливают опыт общения и приобретают навыки коллективности и взаимоотношений.

Публикация «Педагогические условия общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» размещена в разделах

Ключевые слова: общение, дошкольный возраст, педагогические условия.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Значительно изменилась жизнь, предметный и социальный мир, предположения старшего поколения и детей, воспитательный пример в семье, педагогические требования и условия не только в детском саду, но и в семье. На сегодняшний день, дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информативного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями.

Каков жеон, современный ребенок? Воспитатели дошкольных учреждений "изобразили" образ инновационного ребенка исходя от собственных наблюдений: развитый, любознательный,сообразительный, эрудированный, раскрепощенный, независимый, порывистый, своенравный, агрессивный, педагогически запущённый, воспитываемый телевизором. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят фильмы, хорошо запоминают и воспроизводят все происходящее.

Однако современные дети в развитии мышления и умственных способностей вовсе не опережают возраст. Более того многие дети имеют задержку психического и речевого развития, мало общаются между собой.

В современной научной литературе проблема общения дошкольников старшего возраста со сверстниками особенно актуальна в настоящее время, поскольку не только в нашей стране, но и за рубежом прослеживается повышенная заинтересованность к проблеме общения. Актуальным становится вопрос реализации педагогических условий организации процесса общения современных детей со сверстниками в дошкольной образовательной организации, что и определяем выбор темы нашего исследования.

Основоположником исследований, посвященных проблеме общения детей дошкольного возраста со сверстниками считается Ж. Пиаже. Он ещё в 30-х годах прошлого столетия привлёк внимание психологического сообщества к общению дошкольников со сверстниками, как к важному факту психологического развития ребёнка, способствующему разрушению явления эгоцентризма.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО, которые представляют собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, современный детский сад - это место, где ребёнок получает навык широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сугубо авторитетных для его развития сферах жизни и видах деятельности. [ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.].

Философские основы разработки проблемы общения связаны с трудами : Г. М. Андреевой, В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л., Б. Коутса, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже, Рубинштейна, Б. Спока и других психологов, которые рассматривали общение как первенствующее условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Как показывают многие исследования (М. И. Лисина, Е. О Смирнова, С. А. Козлова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Т. А. Репина, и др., на протяжении дошкольного возраста взаимоотношения между детьми развиваются в общении.

А что же такое общение? Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения будущего. [Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. /Под редакцией Рузской А. Г. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с. ].

Взаимоотношения между детьми - важная составляющая общественной жизни ребёнка и то, насколько он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления.

При правильной организации деятельности детей в дошкольной образовательной организации, атмосфера в группе будет доверительной и дружелюбной, способствующей развитию общения детей со сверстниками. Следовательно, перед педагогом дошкольной образовательной организации встает задача организации условий организации процесса общения детей друг с другом. Уточняя понятие «педагогических условий», мы рассматриваем его вслед за В. И. Андреевым как результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 1999. – 512 с. ].

Данную проблемусложно решить без специальной подготовки. Любой взрослый, будь то профессиональный воспитатель ДОУ или родитель, должен пройти обучение, чтобы, используя педагогическое орудие, со знанием дела осуществлять образование детей, исправляя, быть может, существенные нарушения, не привнося новые. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Поэтому, большое значение необходимо уделять развитию коммуникативной компетентности, умению детей общаться со взрослыми и сверстниками. [Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. –СПБ. : Питер,2009. -318с. ].

Изучая исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты со взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Эти качественные ступени М. И. Лисина называла формами общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым :

1. Ситуативно-личностная форма общения появляется в онтогенезе первой с 0-2 лет. Существенная черта ситуативно-личностного общения — удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых.

2. Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 0 до 3лет;характеризуется предметно-манипулятивной деятельностью детей. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны.

3. Внеситуативно-познавательное общение проявляется в старшем дошкольном возрасте. Формирование внеситуативно- познавательного общения имеет важное значение в психическом развитии дошкольника. Здесь он впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со взрослыми. Его духовная жизнь приобретает особую насыщенность и наполнение. Непочтительное отношение взроcлого к новым способностям ребенка, подозрения в лживости глубоко ранят, вызывают обиду, сопротивление.

4. Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (6–7 лет) – это жажда сотрудничества, которое носит практический, деловой характер, развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетом и ролями, окрашенными фантазией приходит игры с правилами. В этой связи важно отметить одну из ключевых позиций педагогической работы в детском саду – ее гуманизацию, связанную с признанием уникальности личности ребенка, реализацией его интересов и самооценкой.

В различных ситуациях взаимодействия, в которых дети проявляют недоброжелательность к сверстникам, взрослым надо использовать не наказание, а положительную оценку доброжелательного отношения друг к другу.

Наблюдение поведения детей в группе сверстников дает положительные примеры для выявления представлений дошкольников о том, что значит быть добрым. Постановка детей в ситуации морального выбора дает возможность судить об их способности следовать в своих поступках этическим нормам, отражающим отношение к сверстнику. Индивидуальные беседы выявляют представления детей о доброте. Эффективным методом формирования доброжелательности по отношению к сверстникам является постановка детей в специально созданные ситуации морального выбора.

В педагогике дошкольного детства обозначены общие условия успешного протекания педагогического процесса в дошкольных учреждениях. К ним относятся:

-санитарно-гигиенические: проветривание групповых комнат, влажная уборка, наличие предметов личной гигиены, др. ;

-эстетические: художественное оформление групповых комнат, залов, холлов, наличие предметов искусства, др. ;

-материальные: обеспечение игрушками, пособиями, мебелью, достаточность раздаточного материала, др. ;

-организационные: создание предметно-игровой среды, выполнение режима дня, др.

Все отмеченные группы условий, несомненно, значимы и при развитии общения у дошкольников, поскольку относятся к числу общих, универсальных. Однако, для эффективного развития общения со сверстниками у старших дошкольников посредством игры, этих общих условий недостаточно.

Успешность его обеспечивается созданием следующих психолого-педагогических условий :

1. обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения "педагог-дети", "ребенок-дети", "ребенок-ребенок".

2. учитывать взаимосвязь между статусным положением ребенка и сформированностью у него эмпатийных форм поведения.

3. обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения.

4. сформировать коммуникативный опыт, включающий в себя умение входить в контакт со сверстниками, влиять на сверстника с целью эмоциональной поддержки, умение вежливо обращаться, эмоционально привлекать к общению, умение слушать и понимать собеседника, вести диалог.

5. создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом.

6. заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.

7. использование коммуникативных игр, которые помогают развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты

8. чтение художественной литературы способствует обогащению содержания общения обсуждением прослушанных текстов, знакомство с лучшими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художественных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря

9. использование театрализованных представлений на темы дружбы и товарищества:

-привлекать к участию в инсценировке произведения, учить выделять особенность характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние;

-способствовать пониманию положительных и отрицательных состояний героев сказки, учить высказывать к ним свое отношение и давать им элементарную оценку.

10. включение детей в совместную трудовую деятельность формирует положительные взаимоотношения между детьми.

-распределение работы между участниками;

-процесс выполнения задания;

-обсуждение результатов трудовой деятельности.

11. проведение коллективной работы по рисованию, лепке и аппликации. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Детские работы вызывают у них восхищение. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, тесно связана с игрой. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

12. специальные упражнения на занятиях физической культурой, подвижные игры.

13. проведение совместных праздников, утренников, спортивных эстафет и соревнований также дает возможность сплотить детей, предоставляет возможность ребенку проявить себя и положительные качества своего характера.

[Лисина, М. И. Общение со взрослыми и подготовка к школе/ М. И. Лисина. -Кишинев,2001]

Таким образом, в общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослым способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений. Считая сверстников равными себе, ребенок замечает их отношения к себе, но практически не умеет выделять их устойчивые личностные качества.

Литература:

1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 1999. – 512 с.

2. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. /Под редакцией Рузской А. Г. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с.

3. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и подготовка к школе/ М. И. Лисина. -Кишинев,2001

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. –СПБ. : Питер,2009. -318с

5. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей» Программное содержание: уточнить представление о жизни на Земле: общих условиях для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура);.

Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста» Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей и качественно отличается от общения со взрослыми. К 6-7 годам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 15:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Козорез Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД