Елена Акимова
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Культура поведения является важнейшей частью общей культуры человека. Рассматривая данное понятие, целесообразно начать с определения понятия «поведение» в системе психолого-педагогических категорий. Под поведением понимается определённый сложившийся способ взаимодействия индивида с окружающим миром. Поведение доступно многим организмам, ни только человеку и благодаря тому, что в отличие от психики, подвергается наблюдению, достаточно изучено на данный момент. Л. И. Божович предложил рассматривать поведение со стороны зависимости от внешних факторов, то есть под поведением, согласно автору, следует понимать способы действий в ответ на раздражители. Исходя из этого, существует несколько видов поведения среди которых пищевое, репродуктивное, родительское, исследовательское, агрессивное и многие другие. Так как поведение изучается в настоящий момент многими науками, такими как психология, педагогика, этиология и даже экология, единой классификации видов поведения по сей день не существует.
Публикация «Педагогические условия формирования культуры поведения у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
Поведение человека с точки зрения психологии представляет собой внешнее выражение его деятельности, воздействий и поступков, определяемых потребностями. В ситуации коммуникации и взаимодействия с другими людьми человеческое поведение становится социальным и личностным. При этом человеческое поведение является осознанным. Обязательными структурными компонентами поведения являются мотивы и цели.
А. К. «Маркова выделяет две группы психологических характеристик (критериев) мотивов: содержательные и динамические. Содержательные качества мотивов связаны, по мнению автора, с характером самой деятельности и к ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мотивации, степень распространения. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске, быстроте возникновения».
«М. В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям) : содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности). Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива».
Многие авторы (Л. И. Божович, А. С. Воронин, И. Н. Курочкина и другие ученые) подчеркивают важность мотивационной составляющей в структуре поведения. Важно, чтобы мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, раскрывали их влияние на всех этапах и во всех структурных подразделениях деятельности.
Таким образом, «мотив» является тем «строительным» материалом, из которого складывается поведение, потому мотивы выполняют двоякую функцию: во–первых, они побуждают и направляют поведение; во–вторых, они придают поведению субъективный характер. Потому можно говорить о том, что смысл поведения, в конечном счете, определяется ее мотивами.
Кроме мотивов, по мнению психологов на поведение оказывают влияние и такие факторы, как «ценностные ориентации личности. Ценность – представления, которые являются важными для человека и общества в целом, а также личностные убеждения, регулирующие поведение. В частности, ценности представляют собой нормы и требования, предъявляемые обществом и человеком к самому себе, являющиеся своеобразном регулятором. Именно ценности являются основой цивилизованности и культурного развития общества».
«Так же под ценностями подразумеваются нравственные идеалы и эталоны. Ценности условно подразделяют на материальные, социальные и духовные. Преобладание одной ценности»над другими вызвано объектом оценочного отношения человека, если, к примеру, это материальный мир, то и ценности материальные.
В своей внутренней структуре ценности содержат предмет оценочного отношения, «благодаря которому происходит выявление смысла, способное трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. На уровне этих отношений происходят причинно-следственные, пространственные, временные, внешние и внутренние взаимосвязи».
«В литературе так же ценности рассматриваются с позиций удовлетворения потребностей и интересов личности. Такой взгляд говорит о многогранности понятия «ценности», а установки личности на ценности материальной и духовной культуры являются лишь их производными».
Ценности многозначное междисциплинарное научное понятие и поэтому по-разному интерпретируются в работах различных авторов. В «рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами – с другой». Обобщая данные, полученные в ходе анализа литературы, можно определить три формы существования ценности:
1) ценность как «общественный идеал: общечеловеческие (истина, красота, справедливость) и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия);
2) объективированная форма (произведения материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;
3) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, перешедшие в психологическую структуру личности как ценности личностные.
Учёные отмечают, что для каждого человека характерна индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей. Они служат своеобразным связующим элементом духовной культуры общества и духовного мира личности. Система ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры ценностей. Личностные ценности» как правило высокоосознанные.
Культура поведения, таким образом, представляет собой совокупность повседневного поведения человека в труде, игре, общении и так далее. Культура поведения в обществе всецело зависит от воспитания ребёнка.
Таким образом, психолого-педагогическим условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения является поэтапное формирование её структурных компонентов: знаний и представлений (когнитивный компонент, мотивов и отношений (мотивационно-ценностный компонент) и поступков (действенно-практический компонент).
Процесс формирования культуры поведения таким образом представляет собой последовательность следующих сфер:
– овладение знаниями этикет правил культурного поведения;
– формирование ценностного отношения к правилам поведения : понимание их значимости и полезности, потребности в их исполнении;
– развитие навыков применять полученные знания на практике;
– эмоциональное подкрепление от результатов такого «культурного» поведения.
«Эффективность образовательной работы с детьми по формированию всех трёх компонентов культуры поведения определяется педагогическими условиями, включающими в себя выбор форм, методов, приёмов и средств».
Важным педагогическим условием для «формирования культуры поведения у старших дошкольников» являются сами правила, которые заключаются в доброжелательности, участии в играх и занятиях, отсутствие страха ошибиться, сопереживании и взаимопомощи. Иными словами, высокое значение нравственного аспекта во всей воспитательной деятельности способствует созданию необходимого настроя.
Для формирования когнитивного компонента культуры поведения огромное значение принимает метод этических бесед. При этом этические беседы могут сопровождаться просмотром мультфильмов и фильмов с последующим обсуждением, беседы по сюжетным картинкам. Но никогда не обсуждается конкретная личность. Если произошёл случай серьёзного нарушения этики и культуры поведения, данный факт можно обсудить с детьми, но опосредованно либо отстранённо, не называя его участников.
Для этических бесед могут быть предложены следующие темы: «Моя семья», «Мой друг», «Любимый сад», «Мама» и другие. Беседа должна быть направлена на активную позицию дошкольника: нужно создавать условия, позволяющие ребёнку анализировать, сравнивать, высказывать умозаключения, при этом соблюдая правила культуры поведения : не перебивать друг друга, не выкрикивать, слушать собеседника и так далее.
Как уже отмечалось в данном исследовании ранее, важным аспектом культуры поведения является культура речи. В этой связи особое внимание уделяется культуре родного языка. В процессе обучения детей этикету возникает естественная потребность в обогащении лексического словаря детей этико-поведенческими понятиями. Данный этап формирования когнитивного компонента может реализовываться посредством восприятия художественного слова: рассказов, стихов, сказок. Чтение и обсуждение художественных произведений предполагает анализ содержания, характера героев, их поступков с точки зрения культуры поведения. Последовательность работы с художественным словом при этом следующая: предварительный анализ произведения по его названию, обложке, иллюстрациям, когда детям предлагается понять о чём рассказ (сказка, что будет происходить с героями. Затем проводится первичное восприятие, когда произведение зачитывается воспитателем или хорошо читающим ребёнком и непосредственный анализ прочитанного. Стоит отметить, что правильно сформулированные вопросы подводят дошкольников к формулированию правил поведения, а также стимулируют подражать положительным с нравственной точки зрения героям. Для лучшего запоминания правил культуры поведения применяется заучивание стихотворений. Примером такого типа стихотворений служит всем известное «когда я ем, я глух и нем». Данный приём позволяет посредством ярких образов формировать личное, ценностное отношение к правилам поведения и лучше запоминать этическую терминологию.
Таким образом, важно, чтобы ребёнок ни только имел представления и знания о правилах поведения и демонстрировал их, но и осознавал важность такого поведения и получал эмоциональное удовлетворение от своих действий. Такая последовательность в формировании культуры поведения у старших дошкольников позволяет развивать устойчивые способы поведения, в виде навыка, нрава.
В настоящее время существует достаточно много различных средств воспитания ценностного отношения у детей дошкольного возраста. Важным значением в процессе такого воспитания обладает художественная литература, сюжетно-ролевая игра. Положительные герои и персонажи художественных произведений, которые дошкольники воспринимают, вызывают у них чувство симпатии, желание им подражать. Как подчеркивала Н. Е. Щуркова «опыт есть последствия плодотворного взаимодействия общественного субъекта с внешним миром, некий след в личностной структуре, который остается после взаимодействия с определенным объектом мира: субъект теперь знает, как взаимодействовать с предметом; в результате протекающего взаимодействия и полученного результата он, так или иначе, относится к данному объекту». Одним из важнейших условий для решения задачи формирования у старших дошкольников культуры поведения, таким образом, является формирование её действенно-практического компонента посредством организации поведенческого практикума. В поведенческий практикум включаются специально организованная деятельность и различные упражнения, воспитывающие ситуации (конкретные ситуации в жизни детей) в которых отрабатываются правила поведения и со временем становятся нормой поведения для каждого конкретного ребёнка в частности и группы в целом. Воспитывающие ситуации, таким образом, представляют собой специальное создание таких ситуаций, в которых от ребёнка требуется соблюдение правил поведения и есть выбор, как поступить.
Таким образом, во время различных ситуаций, режимных моментов детям демонстрируются образцы правил поведения и проводится сопровождение в виде консультирования. Отдельного внимания на данном этапе заслуживает игровой метод. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а в возрасте 6-7 лет развивается сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры могут так же являться средством формирования культуры поведения дошкольников. Ученые отмечают, что игровая деятельность детей является социальным явлениям. В игре отражаются культурное развитие общества в целом. Связано это с тем, что ребёнок часто копируют взрослых. Кроме того, игра реализует познавательные, эстетические и нравственные потребности детей. Тем самым игра служит не только развлечением для ребенка, но и средством качественного развития его личности. Дети не планируют сюжет. Роли распределяют по ходу игры в сюжет. Это очень важный аспект, так как в процессе придумывания сюжет участвует в воображении, тем самым развивая его. Для своих любимых игр дети могут использовать как реальные предметы, атрибутами взрослых, так и подстраивать имеющиеся предметы. Кроме роли, сюжета в сюжетно-ролевой игре существуют определенные правила. Наиболее привлекательными для детей являются игры, связанные с профессиями. Дети через сюжетно-ролевую игру знакомятся не менее чем с десятью профессиями. В зависимости от того насколько широко развит кругозор ребенка, дети проигрывают различные ситуации: семейные, полеты в космос, родительство и пр. Дети 6-7 лет способны концентрировать свое внимание на игре несколькими часами. А более старшие зачастую увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетающимися со сценариями любимых фильмов, книг. Сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте чаще всего проводятся совместно с педагогом. Эти игры учат детей вести себя в обществе. Сюжетно-ролевые игры чаще всего управляются именно педагогам.
Однако, стоит учитывать, что в формировании культуры поведения важную роль играет так же единство требований семьи и детского сада. С этой целью применяются различные совместные культурно-просветительские и досуговые мероприятия, консультирование родителей. Взрослые должны чётко понимать, что наиболее действенным методом воспитания является личный пример, так как дошкольники склонны в поведении подражать взрослым. Кроме того, особое влияние на культуру поведения ребёнка оказывает стиль семейного воспитания. Чрезмерный контроль, требовательность, присущие авторитарному стилю семейного воспитания приводят к тому, что у ребёнка формируется лишь внешний мотив, чаще всего так же негативный. Ребёнок видит смысл культурного поведения в получении положительной оценки, иначе последует наказание. Противоположностью авторитарного стиля является попустительский.
Обобщая результаты анализа методической литературы по проблеме исследования, в качестве средств формирования культуры поведения можно выделить такие, как:
– этические беседы;
– использование художественного слова;
– воспитывающие ситуации;
– сюжетно-ролевые игры;
– консультации.
Таким образом, формирование культуры поведения у детей 6-7 лет зависит от созданных педагогических условий, включающих в себя создание благоприятной психологической атмосферы, нравственности, личностно-ориентированного подхода. Средствами развития культуры поведения у старших дошкольников являются воспитывающие ситуации, этические беседы, художественное слово, сюжетно-ролевая игра и консультации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Международная педагогическая академия. М., 2015. 212 с.
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ЕГПУ, 2006. 336 с.
3. Е Грибова Л. А. О культуре поведения. М. : АСТ, 2013. 104 с.
4. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Академия, 1998. 160 с.
5. Курочкина И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб. пособие для СПО. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 134 с.
6. Маркова А. К. ,МатисТ. А., ОрловА. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990. 192 с.
7. Островская Л. Ф. Поведение результат воспитания//Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 13-17.
8. Щуркова Н. Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие. М. : Издательство Юрайт, 2019.
9. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. М. : Академический Проект Альма Матер, 2006. 192 c.