Валентина Газарян
Педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных способностей старших дошкольников предсталвет собой процесс развития эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими [4, с. 12].
В основе коммуникативных способностей лежат такие особенности ребенка старшего дошкольного возраста, как желание взаимодействовать, умение слышать и сопереживать собеседнику, умение ставить себя на место другого, учитывать интересы и намерения сверстников [6, с. 64].
Публикация «Педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Л. Я. Лозован выделяет следующие показатели сформированности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте : социальная чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой [4, с. 18].
В сюжетно-ролевой игре содержатся большие возможности для развития социальной чувствительности, коммуникативной инициативы и эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста.
В сюжетно-ролевых играх собираются большие группы детей, что создает условия для формирования коммуникативных способностей старших дошкольников.
В этой связи, подчеркивает М. И. Рожков, целесообразно использовать в воспитательно-образовательном процессе педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в ролевой игре [5, с. 33].
Первым педагогическим условием формирования коммуникативных способностей старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре является развитипе положительного отношения к сверстникам при организации игровой детяельности.
Это условие подразумевает руководство педагогом сюжетно-ролевой игрой в формировании коммуникативных способностей старших дошкольников, которое осуществляется в двух основных направлениях:
1. Косвенное руководство предполагает обеспечение коммуникативного опыта старших дошкольников без вмешательства педагога в сюжетно-ролевую игру) [1, с. 86].
Косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляется посредством бесед, имитационных игр, целенаправленных прогулок и т. д.
2. Прямое руководство основано на вмешательстве учителя в ролевую игру путем установления правил игры, выбора сюжета игры, распределения ролей и т. д. [1, с. 87].
При постановке сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной группах необходимо использовать следующие приемы:
1. Обогащение представлений старших дошкольников об окружающей действительности, межличностных отношениях, правилах поведения, личностных качествах.
2. Вовлечение старших дошкольников в изготовление необходимых игровых атрибутов с последующим обсуждением смысла и роли их применения в сюжетно-ролевой игре.
3. Беседы с детьми об их планах на игру, о содержании предстоящей игры, о результатах игры, значении партнерских отношений.
4. «Разговор по телефону» для развития навыков ролевого диалога и игрового общения.
5. Создание проблемных ситуаций с целью обогащения содержания сюжетно-ролевой игры, передачи способов игры, формирования коммуникативного взаимодействия детей в игре.
Вторым педагогическим условием формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре является создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей коммуникативную активность детей в игровой деятельности, предполагающей решение задачи развития коммуникативных навыков и коммуникативного взаимодействия учащихся с окружающей действительностью [3, с. 60].
В связи с этим Л. И. Кобышева рекомендует педагогам дошкольных образовательных организаций:
1. Использовать новые подходы к организации игрового пространства группы, обеспечивающего полноценное речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.
2. Учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (создание игровых площадок для социального, коммуникативного и речевого развития старших дошкольников).
3. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую эмоциональному благополучию старших дошкольников, с учетом их игровых интересов.
4. В игровой зоне создавать условия для обеспечения различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой и т. д.).
5. Вовлекать старших дошкольников в активную предметно-преобразующую и коммуникативную деятельность [3, с. 60].
Данное условие реализуется путем зонирования помещений. Целесообразно размещать материал в игровых зонах, стимулирующих развитие когнитивных способностей. Игровой материал размещается в разных функциональных зонах. Для этого в групповом пространстве формируются различные центры или зоны [4, с. 25].
Третьим педагогическим условием является повышение педагогической компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями в рамках этого условия является сложной и важной деятельностью педагога на этапе овладения конструктивными способами и средствами коммуникативного взаимодействия старших дошкольников с другими людьми.
Повышение педагогической компетентности родителей включает меры по повышению уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
В работе с семьей педагог должен использовать различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями для вовлечения родителей в совместную игровую деятельность, для создания особой «игровой» атмосферы в группе:
1. Семинар, на котором родители наглядно с помощью руководства техническими средствами показывают роль притворной игры в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (различные ролевые игры, проблемные ситуации в играх, мероприятиях и т. д.).
2. Включение родителей в игровую деятельность предполагает совместное планирование игровых сюжетов с детьми и их участие в сюжетно-ролевой игре. Через роли, выполняемые родителями, осуществляется развитие содержания игры, родители помогают включению ребенка в роль и сюжет игры, пробуждают у него уверенность в своих силах.
3. Проблемные ситуации в игровой деятельности, активизирующие знания родителей о важности игрового взаимодействия в старшем дошкольном возрасте [2, с. 50].
Во всех формах работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста, в процессе сюжетно-ролевой игры создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковых способностей, эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развития языковых способностей.
Таким образом, педагогическими условиями формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре являются :
1. Формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей коммуникативную активность детей в сюжетно-ролевой игре.
3. Повышение педагогической компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.
Список источников
1. Зайцева И. В. Руководство сюжетно-ролевыми играми в старшей группе ДОУ // Воспитатель ДОУ: практ. журн. - 2012. - № 4. - С. 85-89.
2. Зайцева И. В. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ: практ. журн. – 2011. – № 10. – С. 48-57.
3. Кобышева Л. И. Сюжетно-ролевая игра как психолого-педагогическая проблема // Обучение дошкольников. – 2010. – № 1. – С. 58-66.
4. Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений дошкольников // Монография. Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Кузбасская гос. педагогическая акад. – М. : ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. - 141 с.
5. Рожков М. И. Формирование у дошкольников основ межличностных отношений: методическое пособие. – Ярославль: Канцлер, 2013. – 223 с.
6. Чернецкая А. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2014. – 512 с.