Получи документы

Педагогические технологии

Юлия Шинкаренко
Педагогические технологии

«Многообразие педагогических технологий, использование их в работе педагога»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В наших программах мы неизменно пишем, что применяем те или иные педагогические технологии. Но давайте мы с вами начнем с начала, а именно с понятия «Технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (1).

Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Публикация «Педагогические технологии» размещена в разделах

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (2)

Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций. (Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман) (3)

В своей педагогической деятельности мы набираем педагогический опыт, а в нем присутствуют педагогические технологии, которые могут быть авторскими и адаптированными. И в педагогических технологиях мы используем различные методики, которые помогают реализовать педагогическую технологию.

Во всем многообразии технологий нужно понимать, что это не универсальный инструмент. И невозможно одну и ту же технологию применить к разной деятельности.

Что необходимо учесть, заимствуя технологи?

1. Специфика направленности дополнительного образования, в рамках которой вы работаете. Далеко не все технологии можно применить ко всем направленностям, сохранив специфику.

2. Содержание программы, для реализации которых вы собираетесь применять технологию.

3. Условия, в которых вы работаете. Вплоть до материально-технического обеспечения. Все условия.

4. Возраст детей, с которыми вы работаете (не любая технология ляжет на возраст)

5. Ваш возможности. Можете ли вы работать с той интенсивностью, позволяют ли вам часы работы.

Любая технология не работает самостоятельно с помощью одних обучающихся, педагог является ключевым звеном

Обязательные составляющие (компоненты) педагогической технологии.

1. Название.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Результат.

5. Этапы реализации.

6. Деятельность педагога и обучающихся на каждом из них.

7. Условия, в которых эта деятельность развертывается.

8. Методики

9. Отдельные методы и приемы реализации.

Итак, какие технологии чаще всего применяются в системе дополнительного образования? Можно перечислить группы технологий :

Игровые технологии- самый популярный вид педагогических технологий, применимый ко всем возрастным группам.

Пример: дидактические игры, КВН, деловые, ролевые, имитация.

Коммуникативно-диалоговые технологии. К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся:

- Проблемная дискуссия.

- Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.

- Дискуссия-диалог.

- Межгрупповой диалог (например, «аквариумное обсуждение»)

- Дискуссия с игровым моделированием.

-Направленный диалог.

-Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция».т. п,

Технологии проблемного обучения. Постановка и решение проблемного вопроса. Проблема- разница между существующей ситуацией и желаемой. Этапы: 1. Постановка проблемы, организация ситуации затруднения. 2. Поиск решения через диалог, гипотезы. 3. Проверка гипотезы – сравнения с реальностью. 4. Обучения постановки проблемы. Умение мотивировать, самостоятельно ориентироваться в информации, формирование нешабломного мышления.

Технология проектного обучения и исследовательской деятельности. Проект- временный, целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Пр. деятельность-часть самостоятельной работы, поэтапное планирование, отслеживание результатов.

Технология ТРИЗ- теория решения изобретательных задач. Универсальная методологическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Этапы: Педагог создает проблему, направляет, организует поиск решения. Ребенок решает проблемную ситуацию и приобретает новые знания, новые способы действия. Обучение через открытие, ребенок сам открывает закономерности, особенности.

Методики- мозговой штурм, Метод фокальных объектов позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов. Пример применения МФО на практике.

Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:

1. Очки защищают от солнца, модный аксессуар.

2. Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.

3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.

Теперь перенесем эти свойства на фонарик:

• солнечный, защитный, модный;

• раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;

• теплый, мягкий, деревенский.

Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:

• фонарик заряжается от солнца;

• используется украшение, например, в виде кулона;

• фонарик — мягкая игрушка;

• складной фонарик;

• с несколькими разноцветными фильтрами;

• с защитой от механических повреждений, противоударный.

Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).

Технология коллективно-творческой деятельности. Предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при котором все члены коллектива участвуют во всех этапах ктд. Этапы: подготовка- формирование отношения к делу. Психологический настрой- определение задачи, коллективное планирование- мозговой штурм вопрос-ответ. Выбор актива, деятельность, завершение – сбор, огонек и т. п. Результат. КТД- автор педагог Иванов.

Технология перспективно-опережающего обучения. Чтобы уменьшить объективную трудность в изучении материала, надо опережать его введения. 3 этапа: предварительного введения малых порций, уточнение новых понятий, обобщение, развитие беглости мысли по этой теме.

Технология разноуровнего и дифференцированного обучения (разделение целого на части, ступени) Условное деление группы на А, В, С и обучение каждого на уровне его возможностей, с учетом индивидуальных способностей.

Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии—это цветоттерапия, Музыкотерапия, игротерапия, фитотерапия, песочная терапия, аромотерапия, витаминотерапия, физиотерапия, релаксация, психогимнастика, воздушные ванны, дыхательная гимнастика, закаливание, профилактика плоскостопия.

Информационные технологии (ИКТ)- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

КЕЙС – МЕТОД, как педагогическая технология. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся. Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Работа с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями (литературные герои, жизненные ситуации, нравственные);

2 этап — выделение основной проблемы (проблем,

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Кейс дает возможность использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать

и в качестве диагностики способностей: Перед зачетом может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время)

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).

Примерная структура кейса

1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3. Комментарий ситуации.

4. Вопросы или задания для работы с кейсом

5. Приложения

Итак, а теперь хотела бы вас познакомить с опытом коллег ГБПОУ «Воробьевы горы». Они адаптировали известные педагогические технологии, но с включением авторского компонента.

1. Интегративная технология творческого развития детей в рамках комплекса музыкально-теоретических дисциплин. Эта технология реализуется в рамках комплексной программы «Сольфеджио», «Беседы о музыке», «Практическое сольфеджио».

Цель технологии : развитие музыкально-творческих способностей обучающихся как основы для практических навыков и дальнейшей творческой самореализации.

Ожидаемые результаты, показать что сформированный комплекс знаний, умений и навыков, который стать в будущем основной для таких профессий, как:

- инструментальная аранжировка;

- музыкальное продюсирование;

- звукорежиссура;

- саунд-дизайн.

Этапы: Прослушивание, изучение элементов, слуховой анализ.

Ассоциативно-творческое осмысление (Подбор ассоциаций для изучения элементов муз языка, усиление их выразительности с помощью других видов искусства, живописи, литература, хореографии. Ассоциации-стихи, фактуру (многоголосность) через ткани (кружево, фон, рисунок)

- Творчество- сочинение песен, постановка мюзикла, сочиняют аранжировки.

Что такое аранжировка: ТОРТИК- коржи основа, крем соединяет и укрепляет, украшение.

В выездной летний период ставят мюзикл: где сами пишут и играют музыку, сочиняют партии, танцуют, поют. Синтез всего.

Сложные термины объяснять не словами, а на практике чувствовать, видеть.

Педагогическая технология «Обучение спортивному ориентированию.

Программы базового и углубленного уровня. Шведский подход обучения ориентированию в зависимости от возраста и уровня подготовки. Этот компонент адаптирован по материалам шведского самоучителя по ориентированию. Зеленая ступень- 3 часа в неделю, большие группы, новички и младшие школьники. 8-10 лет. Получают базовые знания (компас, карта, через игры весь материал)

Оранжевая- 11-13 лет, здесь уже остается 20-25 человек. Закрепляют ЗУНы и подготавливаются к углубленному уровню. Подростки, усложняется теоретический материал, много времени индивидуальной работе.

Красная – 13-18 лет (человек от 10 до 15 в среднем). Углубленная программа. Много практики, соревнования, углубленные тактики, техники. Большую часть времени отдается соревнованиям. Больше самостоятельности.

Методы и приемы: Дневник тренировки для каждого обучающегося. Записывают свои успехи, комментарии, что им нужно. Дневники ведутся на занятии, хранятся там же. Детям интересно записывать свои достижения и планы.

- ежесезонные большие награждения. Собирают все группы вместе, плюс выпускники. Оценивают ведение дневника, ранг участия в соревновании, личный километраж и т. п.

Делают карты, по подсчету километража по земному шару (зеленые до камчатки, оранжевые половину земли и т. п.)

Встреча со старшими – показывают пример, мотивируют младших.

Технология тематического погружения. Это керамика. НА этапах могут быть разновозрастные дети. От простого к сложному материал. Воплощение- воплощение в расширенных границах- воп, в расш стран, усложненный вариант.

Простое- простое в новом виде, определенной формы, конкретный образец по теории.

А в течение года делается 1 коллективная работа: большая, в каком-то стиле, рельеф, например: фальш-печь. Каждый делает авторский кусочек, добавляют авторскую подпись и из-них 1 работа. Методики: КТД, проектная деятельность, элементы проблемного обучения, метод погружения как элемент концентрированного обучение.

Технология ознакомительной работы.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

• разбудить активность детей;

• вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

• подвести эту деятельность к процессу творчества;

• опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Главное мудро их использовать на благо нашей работы.

1. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

2. Интернет-ресурс: https://studfile.net/preview/9251842/page :38/

3. Глоссарий: https://studbooks.net/2033169/pedagogika/glossariy

4. ForPsy — Информационный психологический ресурс

Источник:https://forpsy.ru/about_us/https://forpsy.ru/works/uchebnoe/kommunikativno-dialogovyie-tehnologii/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй»Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» Фоторепортаж «Рождественские педагогические чтения. День второй» 17 января в нашем городе Пионерском продолжили свою работу Рождественские.

Консультация для родителей старших дошкольников «Альтернативные педагогические методики» Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь. Б. Франклин Несомненное преимущество авторских систем.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть»Педагогические ситуации для родителей и воспитателей «Чего не должно быть» "Чего не должно быть"С появлением в воспитании ситуативного подхода, в нашей жизни появились понятия «педагогическая ситуация» и «педагогическая.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Современные педагогические технологии. Портфолио дошкольника Педагогическая технология Портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические технологии
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 15:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические технологии» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шинкаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД