Юлия Шинкаренко
Педагогические технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Многообразие педагогических технологий, использование их в работе педагога»
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В наших программах мы неизменно пишем, что применяем те или иные педагогические технологии. Но давайте мы с вами начнем с начала, а именно с понятия «Технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (1).
Есть множество определений понятия «педагогическая технология».
Публикация «Педагогические технологии» размещена в разделах
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (2)
Педагогическая технология - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций. (Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман) (3)
В своей педагогической деятельности мы набираем педагогический опыт, а в нем присутствуют педагогические технологии, которые могут быть авторскими и адаптированными. И в педагогических технологиях мы используем различные методики, которые помогают реализовать педагогическую технологию.
Во всем многообразии технологий нужно понимать, что это не универсальный инструмент. И невозможно одну и ту же технологию применить к разной деятельности.
Что необходимо учесть, заимствуя технологи?
1. Специфика направленности дополнительного образования, в рамках которой вы работаете. Далеко не все технологии можно применить ко всем направленностям, сохранив специфику.
2. Содержание программы, для реализации которых вы собираетесь применять технологию.
3. Условия, в которых вы работаете. Вплоть до материально-технического обеспечения. Все условия.
4. Возраст детей, с которыми вы работаете (не любая технология ляжет на возраст)
5. Ваш возможности. Можете ли вы работать с той интенсивностью, позволяют ли вам часы работы.
Любая технология не работает самостоятельно с помощью одних обучающихся, педагог является ключевым звеном
Обязательные составляющие (компоненты) педагогической технологии.
1. Название.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Результат.
5. Этапы реализации.
6. Деятельность педагога и обучающихся на каждом из них.
7. Условия, в которых эта деятельность развертывается.
8. Методики
9. Отдельные методы и приемы реализации.
Итак, какие технологии чаще всего применяются в системе дополнительного образования? Можно перечислить группы технологий :
Игровые технологии- самый популярный вид педагогических технологий, применимый ко всем возрастным группам.
Пример: дидактические игры, КВН, деловые, ролевые, имитация.
Коммуникативно-диалоговые технологии. К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы относятся:
- Проблемная дискуссия.
- Проблемная дискуссия с выдвижением проектов.
- Дискуссия-диалог.
- Межгрупповой диалог (например, «аквариумное обсуждение»)
- Дискуссия с игровым моделированием.
-Направленный диалог.
-Дискуссия на основе обмена мнениями в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум», «Конференция».т. п,
Технологии проблемного обучения. Постановка и решение проблемного вопроса. Проблема- разница между существующей ситуацией и желаемой. Этапы: 1. Постановка проблемы, организация ситуации затруднения. 2. Поиск решения через диалог, гипотезы. 3. Проверка гипотезы – сравнения с реальностью. 4. Обучения постановки проблемы. Умение мотивировать, самостоятельно ориентироваться в информации, формирование нешабломного мышления.
Технология проектного обучения и исследовательской деятельности. Проект- временный, целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Пр. деятельность-часть самостоятельной работы, поэтапное планирование, отслеживание результатов.
Технология ТРИЗ- теория решения изобретательных задач. Универсальная методологическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно. Этапы: Педагог создает проблему, направляет, организует поиск решения. Ребенок решает проблемную ситуацию и приобретает новые знания, новые способы действия. Обучение через открытие, ребенок сам открывает закономерности, особенности.
Методики- мозговой штурм, Метод фокальных объектов позволяет посмотреть на привычную ситуацию через призму характеристик посторонних предметов. Пример применения МФО на практике.
Давайте усовершенствуем, к примеру, фонарик. Для этого выберем 3 случайных объекта: очки, парашют, валенки. Выделим их свойства:
1. Очки защищают от солнца, модный аксессуар.
2. Парашют раскрывается, прочный, надежный, разноцветный.
3. Валенки теплые, мягкие, элемент деревенского стиля.
Теперь перенесем эти свойства на фонарик:
• солнечный, защитный, модный;
• раскрывающийся, разноцветный, прочный и надежный;
• теплый, мягкий, деревенский.
Какие-то несуразные словосочетания, не так ли? Но давайте подумаем, как их можно использовать для создания новых идей методом фокальных объектов:
• фонарик заряжается от солнца;
• используется украшение, например, в виде кулона;
• фонарик — мягкая игрушка;
• складной фонарик;
• с несколькими разноцветными фильтрами;
• с защитой от механических повреждений, противоударный.
Так с помощью никак не связанных между собой слов получилось создать несколько интересных идей по улучшению характеристик обычного фонарика. Также появились необычные способы его применения (украшение, игрушка).
Технология коллективно-творческой деятельности. Предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, при котором все члены коллектива участвуют во всех этапах ктд. Этапы: подготовка- формирование отношения к делу. Психологический настрой- определение задачи, коллективное планирование- мозговой штурм вопрос-ответ. Выбор актива, деятельность, завершение – сбор, огонек и т. п. Результат. КТД- автор педагог Иванов.
Технология перспективно-опережающего обучения. Чтобы уменьшить объективную трудность в изучении материала, надо опережать его введения. 3 этапа: предварительного введения малых порций, уточнение новых понятий, обобщение, развитие беглости мысли по этой теме.
Технология разноуровнего и дифференцированного обучения (разделение целого на части, ступени) Условное деление группы на А, В, С и обучение каждого на уровне его возможностей, с учетом индивидуальных способностей.
Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии—это цветоттерапия, Музыкотерапия, игротерапия, фитотерапия, песочная терапия, аромотерапия, витаминотерапия, физиотерапия, релаксация, психогимнастика, воздушные ванны, дыхательная гимнастика, закаливание, профилактика плоскостопия.
Информационные технологии (ИКТ)- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
КЕЙС – МЕТОД, как педагогическая технология. Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся. Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Работа с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями (литературные герои, жизненные ситуации, нравственные);
2 этап — выделение основной проблемы (проблем,
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Кейс дает возможность использовать его на любой стадии обучения и для различных целей
Кейс – метод возможно использовать
и в качестве диагностики способностей: Перед зачетом может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время)
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).
Примерная структура кейса
1. Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
3. Комментарий ситуации.
4. Вопросы или задания для работы с кейсом
5. Приложения
Итак, а теперь хотела бы вас познакомить с опытом коллег ГБПОУ «Воробьевы горы». Они адаптировали известные педагогические технологии, но с включением авторского компонента.
1. Интегративная технология творческого развития детей в рамках комплекса музыкально-теоретических дисциплин. Эта технология реализуется в рамках комплексной программы «Сольфеджио», «Беседы о музыке», «Практическое сольфеджио».
Цель технологии : развитие музыкально-творческих способностей обучающихся как основы для практических навыков и дальнейшей творческой самореализации.
Ожидаемые результаты, показать что сформированный комплекс знаний, умений и навыков, который стать в будущем основной для таких профессий, как:
- инструментальная аранжировка;
- музыкальное продюсирование;
- звукорежиссура;
- саунд-дизайн.
Этапы: Прослушивание, изучение элементов, слуховой анализ.
Ассоциативно-творческое осмысление (Подбор ассоциаций для изучения элементов муз языка, усиление их выразительности с помощью других видов искусства, живописи, литература, хореографии. Ассоциации-стихи, фактуру (многоголосность) через ткани (кружево, фон, рисунок)
- Творчество- сочинение песен, постановка мюзикла, сочиняют аранжировки.
Что такое аранжировка: ТОРТИК- коржи основа, крем соединяет и укрепляет, украшение.
В выездной летний период ставят мюзикл: где сами пишут и играют музыку, сочиняют партии, танцуют, поют. Синтез всего.
Сложные термины объяснять не словами, а на практике чувствовать, видеть.
Педагогическая технология «Обучение спортивному ориентированию.
Программы базового и углубленного уровня. Шведский подход обучения ориентированию в зависимости от возраста и уровня подготовки. Этот компонент адаптирован по материалам шведского самоучителя по ориентированию. Зеленая ступень- 3 часа в неделю, большие группы, новички и младшие школьники. 8-10 лет. Получают базовые знания (компас, карта, через игры весь материал)
Оранжевая- 11-13 лет, здесь уже остается 20-25 человек. Закрепляют ЗУНы и подготавливаются к углубленному уровню. Подростки, усложняется теоретический материал, много времени индивидуальной работе.
Красная – 13-18 лет (человек от 10 до 15 в среднем). Углубленная программа. Много практики, соревнования, углубленные тактики, техники. Большую часть времени отдается соревнованиям. Больше самостоятельности.
Методы и приемы: Дневник тренировки для каждого обучающегося. Записывают свои успехи, комментарии, что им нужно. Дневники ведутся на занятии, хранятся там же. Детям интересно записывать свои достижения и планы.
- ежесезонные большие награждения. Собирают все группы вместе, плюс выпускники. Оценивают ведение дневника, ранг участия в соревновании, личный километраж и т. п.
Делают карты, по подсчету километража по земному шару (зеленые до камчатки, оранжевые половину земли и т. п.)
Встреча со старшими – показывают пример, мотивируют младших.
Технология тематического погружения. Это керамика. НА этапах могут быть разновозрастные дети. От простого к сложному материал. Воплощение- воплощение в расширенных границах- воп, в расш стран, усложненный вариант.
Простое- простое в новом виде, определенной формы, конкретный образец по теории.
А в течение года делается 1 коллективная работа: большая, в каком-то стиле, рельеф, например: фальш-печь. Каждый делает авторский кусочек, добавляют авторскую подпись и из-них 1 работа. Методики: КТД, проектная деятельность, элементы проблемного обучения, метод погружения как элемент концентрированного обучение.
Технология ознакомительной работы.
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
• разбудить активность детей;
• вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
• подвести эту деятельность к процессу творчества;
• опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. Главное мудро их использовать на благо нашей работы.
1. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
2. Интернет-ресурс: https://studfile.net/preview/9251842/page :38/
3. Глоссарий: https://studbooks.net/2033169/pedagogika/glossariy
4. ForPsy — Информационный психологический ресурс
Источник:https://forpsy.ru/about_us/https://forpsy.ru/works/uchebnoe/kommunikativno-dialogovyie-tehnologii/