МААМ-картинки

Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Мария Семёнова
Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать

Как утверждают Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид, сущность внимания

проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т. е. соответ-

ствующих потребностям личности и деятельности воздействий и игнори-

ровании (торможении, устранении) других несущественных, побочных,

конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется

функция удержания или сохранения информации [1]. П. Я. Гальперин

считал, что важнейшей функцией внимания является регуляция и кон-

троль протекания деятельности [3]. Р. Л. Немов выделяет и характеризует

следующие виды внимания: природное и социально обусловленное вни-

Публикация «Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

мание; непосредственное и опосредованное внимание; чувственное и ин-

теллектуальное внимание; непроизвольное и произвольное.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде

врожденной способности избирательно реагировать на те или иные

внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информаци-

онной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого

внимания, называется ориентировочным рефлексом, который связан с

активностью ретикуляторной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в ре-

зультате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведе-

ния, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непо-

средственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на ко-

торый оно направлено и который соответствует актуальным интересам и

потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помо-

щью специальных средств (жесты, слова, указательные знаки, предметы).

Чувственное внимание преимущественно связано с эмоциями и избира-

тельной работой органов чувств. При таком виде внимания в центре со-

знания находится какое-либо чувственное впечатление. Интеллектуаль-

ное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Объектом интереса при интеллектуальном внимании является мысль [3].

Как утверждает Т. А. Рибо, внимание произвольное, или искусствен-

ное, есть продукт искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-

либо. Оно привито к вниманию непроизвольному или естественному и из

него черпает условия для своего существования.

В непроизвольном внимании объект действует с помощью внутрен-

них присущих ему свойств; в произвольном же внимании субъект дей-

ствует с помощью внешних, т. е. добавочных сил. Процесс, с помощью

которого составляется произвольное внимание, сводится к следующей

единственной формуле: искусственно сделать привлекательным то, что

по природе непривлекательно, придать искусственный интерес вещам,

которые сами по себе неинтересны. [1] А. Ф. Лазурский говорит о том,

что значительное большинство старших дошкольников обладают способ-

ностью по своему собственному желанию сосредотачивать внимание на

том или ином объекте. Если же ребёнок утомлен или если окружающие

его условия не благоприятствуют такому сосредоточению, то для дости-

жения его приходится употребить волевое усилие, которое является ха-

рактерным элементом активного (произвольного) внимания [1].

По данным Р. С. Немова, основная точка зрения по вопросу развития

внимания в онтогенезе была сформулирована в работах Л. С. Выготского

и развита его соратниками и учениками в рамках культурно-историче-

ского концептуального подхода. Как утверждает Р. С. Немов, Л. С. Выгот-

ский писал, что становление внимания ребенка есть становление разви-

тия организованности его поведения, что ключ к генетическому понима-

нию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Также Л. С. Выготский писал о том, что с самых первых дней жизни

новорожденного развитие его внимания происходит в среде, включаю-

щей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.

Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими,

необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой сто-

роны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые пер-

воначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непро-

извольное внимание ребенка.

Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значи-

тельной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стиму-

лов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок раннего

детства начинает управлять и первичным процессом собственного вни-

мания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя соб-

ственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а

затем - и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания, по Л. С.

Выготскому, состоит в том, что сначала люди действуют по отношению

к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими,

наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает

действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами

на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могу-

щественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участ-

вовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как

средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий

его предмет.

Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появля-

ется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или

иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки.

При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения

абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных поня-

тий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого

речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего

дисциплинирования, чем саморегуляции.

Постепенно, употребляя то же средство овладения вниманием по от-

ношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведе-

нием, т. е. к произвольному вниманию [1].

Литература

1. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин; доклады АПН

РСФСР. - №3. - 1958.

2. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений / Ю. А. Флорен-

ская. - М. : Медгиз, 1948.

3. Дементий Л. И., Лейфрид Н. В. Психологический практикум. Внимание:

Учеб. -метод. пособ. / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид; под общ. ред. Л. И. Демен-

тий. - Омск: ОмГУ, 2003.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 10:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Мария Семёнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД