Мария Семёнова
Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Как утверждают Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид, сущность внимания
проявляется, прежде всего, в отборе значимых, релевантных, т. е. соответ-
ствующих потребностям личности и деятельности воздействий и игнори-
ровании (торможении, устранении) других несущественных, побочных,
конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется
функция удержания или сохранения информации [1]. П. Я. Гальперин
считал, что важнейшей функцией внимания является регуляция и кон-
троль протекания деятельности [3]. Р. Л. Немов выделяет и характеризует
следующие виды внимания: природное и социально обусловленное вни-
Публикация «Педагогические особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
мание; непосредственное и опосредованное внимание; чувственное и ин-
теллектуальное внимание; непроизвольное и произвольное.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде
врожденной способности избирательно реагировать на те или иные
внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информаци-
онной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого
внимания, называется ориентировочным рефлексом, который связан с
активностью ретикуляторной формации и нейронов-детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в ре-
зультате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведе-
ния, с избирательным сознательным реагированием на объекты. Непо-
средственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на ко-
торый оно направлено и который соответствует актуальным интересам и
потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помо-
щью специальных средств (жесты, слова, указательные знаки, предметы).
Чувственное внимание преимущественно связано с эмоциями и избира-
тельной работой органов чувств. При таком виде внимания в центре со-
знания находится какое-либо чувственное впечатление. Интеллектуаль-
ное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Объектом интереса при интеллектуальном внимании является мысль [3].
Как утверждает Т. А. Рибо, внимание произвольное, или искусствен-
ное, есть продукт искусства воспитания, дрессировки, увлечения чем-
либо. Оно привито к вниманию непроизвольному или естественному и из
него черпает условия для своего существования.
В непроизвольном внимании объект действует с помощью внутрен-
них присущих ему свойств; в произвольном же внимании субъект дей-
ствует с помощью внешних, т. е. добавочных сил. Процесс, с помощью
которого составляется произвольное внимание, сводится к следующей
единственной формуле: искусственно сделать привлекательным то, что
по природе непривлекательно, придать искусственный интерес вещам,
которые сами по себе неинтересны. [1] А. Ф. Лазурский говорит о том,
что значительное большинство старших дошкольников обладают способ-
ностью по своему собственному желанию сосредотачивать внимание на
том или ином объекте. Если же ребёнок утомлен или если окружающие
его условия не благоприятствуют такому сосредоточению, то для дости-
жения его приходится употребить волевое усилие, которое является ха-
рактерным элементом активного (произвольного) внимания [1].
По данным Р. С. Немова, основная точка зрения по вопросу развития
внимания в онтогенезе была сформулирована в работах Л. С. Выготского
и развита его соратниками и учениками в рамках культурно-историче-
ского концептуального подхода. Как утверждает Р. С. Немов, Л. С. Выгот-
ский писал, что становление внимания ребенка есть становление разви-
тия организованности его поведения, что ключ к генетическому понима-
нию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Также Л. С. Выготский писал о том, что с самых первых дней жизни
новорожденного развитие его внимания происходит в среде, включаю-
щей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание.
Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими,
необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой сто-
роны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые пер-
воначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непро-
извольное внимание ребенка.
Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значи-
тельной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стиму-
лов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок раннего
детства начинает управлять и первичным процессом собственного вни-
мания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя соб-
ственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а
затем - и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания, по Л. С.
Выготскому, состоит в том, что сначала люди действуют по отношению
к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими,
наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает
действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами
на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могу-
щественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участ-
вовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как
средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий
его предмет.
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку, появля-
ется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или
иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки.
При обучении слово все более и более направляется в сторону выделения
абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных поня-
тий. Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого
речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего
дисциплинирования, чем саморегуляции.
Постепенно, употребляя то же средство овладения вниманием по от-
ношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведе-
нием, т. е. к произвольному вниманию [1].
Литература
1. Гальперин П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин; доклады АПН
РСФСР. - №3. - 1958.
2. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия речевых нарушений / Ю. А. Флорен-
ская. - М. : Медгиз, 1948.
3. Дементий Л. И., Лейфрид Н. В. Психологический практикум. Внимание:
Учеб. -метод. пособ. / Л. И. Дементий, Н. В. Лейфрид; под общ. ред. Л. И. Демен-
тий. - Омск: ОмГУ, 2003.