Анна Беленко
Педагогические инновации
▼ Скачать +Заказ
Инновации - это феномен, на котором всегда базировался прогресс общества.
Обратимся к предыстории инноватики путем привлечения некоторого исторического контекста.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Современная система образования России претерпевает ряд изменений в силу различных причин. Наблюдающиеся изменения имеют инновационный характер. В связи с этим приобретает актуальность такая область научного знания как инноватика. Применительно к педагогике, инновация рассматривается как та идея, процесс, средство, результат, внедрение которой приводит к усовершенствованию педагогической системы.
Публикация «Педагогические инновации» размещена в разделах
Огромное значение в инновационной педагогической деятельности имеет типология нововведений. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует общепринятая типология (классификация) педагогических инноваций. В нашей работе мы попытались раскрыть основные подходы к классификации педагогических инноваций. Учеными выделено более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские в образовании, в труде, в досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т. д. Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Как следует из сказанного, инновации – это прямой путь интеграции образования, науки и производства, адекватный экономике знаний.
Одновременно инновации во всех аспектах : организационном, методическом и прикладном – это основной инструментарий улучшения качества образования. Подготовка учителя к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому. Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы Немаловажное значение в педагогических инновациях являются типологии.
Раскрытие разнообразных подходов к типологии педагогических инноваций важно, так как они отражают понимание учеными и педагогами - практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.
Сегодня инновационный поиск вошёл в «спокойное русло», стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации» в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Важно отметить, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. !