Елена Иванова
Педагогические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству - это источник любви к Родине.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский.
Публикация «Педагогические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Современные реалии и требования ФГОС дошкольного образования показали, что художественно-эстетическое воспитание и развитие-это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка,способной воспринимать и оценивать прекрасное
В связи с тем, что креативность стала представлять социальную ценность,в 2014 г. мы начали работу по развитию творческих способностей детей. Провели диагностику общей осведомленности воспитанников нашего учреждения о национальном народом искусстве, культуре, традициях малой родины и Отечества, а так же диагностику познавательных творческих способностей детей средней и старшей группы.
При сравнении результатов диагностики оказалось,что уровень развития общей осведомленности, познавательных,творческих способностей,как в старшей так и в средней группе мало отличается друг от друга. (средний).
Диагностика освоения детьми программы по образовательной области «Художественное развитие» показала,что дети не имеют достаточных знаний и умений по разделу декоративно- прикладное искусство Даже при планомерно организованном процессе детям трудно запомнить название росписей,название их элементов,особенностей изготовления изделий.
Важную роль народного искусства отмечали многие исследователи детского изобразительного творчества(.Н. Б Халезова,Н. П. Саккулина, Т С Комарова,Т Н Дронова,К В Тарасова, И А Лыкова,А А Грибовская.
Данные авторы подсказали новые формы,методы и приемы организации продуктивной деятельности детей в современных условиях.
Методические рекомендации Лыковой И А, Тарасовой К В, Комаровой Т Н, Бобковой Т И,Цквитария Т А помогли определиться в решении данной проблемы.
Приобщение детей к изобразительному искусству мы начали с реализации ряда проектов,музейной программы.
Музейные занятия обогащают детей опытом,способствуют их интеллектуальному,эмоциональному и творческому развитию.
Опыт работы показал, что наиболее эффективным является сочетание занятий музейных и в творческой мастерской.
Музей способствует эстетическому развитию, дает новый жизненный и эмоциональный опыт; мастерская углубляет полученный опыт, предоставляет возможность творческой самореализации. Принципы взаимодействия с детьми, заложены в музейных проектах, успешно реализуется на практических занятиях в мастерской «Затейники».
В работе мастерской использую интерактивные методы, такие как метод проектов, где учитываю принцип интеграции с другими образовательными областями; экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:
- Приемы ТРИЗ-технологии, например, даю детям задание по фантазийным темам «создание новых оттенков»
-Игры – опыты
-Творческие задания.
В работе мастерской дети получают опыт взаимодействия в парах, группах, командах, что способствует развитию взаимного общения друг с другом.
Одно из важнейших условий развития детского творчества – взаимодействие ребенка и сотрудничество с родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. Внедрение инновационных форм семейного творчества дала возможность, внеси творчество в повседневную жизнь ребенка.
Начало данной деятельности положил проведенный мной мастер-класс для родителей: «Рисуем на ткани….»
Организация совместных проектов «…Путешествие в сказку», «…В гости к Берендею», «Народная игрушка….», позволила сблизить всех участников образовательного пространства в едином творческом союзе.
В результате моей педагогической деятельности :
- У детей повысился познавательный интерес.
-Выросла техника рисования, работы детей отличаются новизной и оригинальностью.
- Дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах.
-У детских работ появился индивидуальны подчерк.
-Появился интерес к творческому экспериментированию.
-Повысился уровень ручной умелости;
-Повысился уровень художественно - творческих способностей.
Двухлетний опыт проектной работы показал положительные результаты, эффективность применяемых методов и приемов организации деятельности детей.
Я восторгаюсь, наблюдая, как мои воспитанники встают в позицию создателя. Они творцы, мастера своего дела. Вложив в создание работы свой труд, фантазию, выдумку- дети испытывают удовлетворение, гордость.
Я сам! Я мастер! Я творец! Я принес радость своим близким, родным! Все это формирует у ребенка чувство уверенности в себе, дает осознание своей важности, нужности окружающим, обществу.
Александра Платоновна Усова писала: «Более детской игрушки трудно придумать, на ей необходимо учиться тому, как можно яркое и радостное сделать вполне ощутимым для ребенка».
Удачной находкой стало для меня решение сделать своими руками народные игрушки, предложить детям в игре закрепить приемы росписи, составить композицию, полюбоваться своим творчеством в полной мере! А самостоятельный выбор игрушки для росписи позволил плавно включить детей в творческий процесс.
Цель моего занятия: "В гостях у мастерицы дымковской игрушки" -- создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в росписи дымковской игрушки. Я достигла решая следующие задачи:
• Приобщать детей к истокам русской культуры;
• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности;
• Развивать активную речь;
• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;
• воспитывать художественно-эстетический вкус.
Я включила сведения о народной игрушке во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы, которая была представлена сегодня.
Отличительной особенностью данного занятия является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой,знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках НОД предполагала взаимодействие воспитателя и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.
Таким образом мою работу по приобщению детей к народному искусству в детском саду вижу в систематическом использовании в практике разработанные нами проекты.
Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основ его любви к Родине.