Альбина Масканова
Педагогически запущенные дети
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э. С.) :
Публикация «Педагогически запущенные дети» размещена в разделах
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность, обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Прежде чем приступить к социально-педагогической технологии коррекции конкретных отклонений педагогически запущенного школьника, необходимо выявить степень запущенности и все возрастные, индивидуальные проявления ученика в данном контексте. Для этого существуют разные подходы к составлению характеристики "трудного" ребенка.
По одному из подходов она может включать следующие компоненты:
1. Сопротивляемость педагогическим воздействиям :
а) контактность с классным коллективом,
б) отношения с большинством педагогов,
в) реакция на педагогические требования,
г) податливость педагогическим воздействиям.
2. Уровень социально-ценного жизненного опыта:
а) опыт общения с людьми,
б) характер общения с людьми,
в) опыт участия в различных видах деятельности,
г) требовательность к себе при неудачах.
3. Я - концепция личности (эмоциональный аспект)
а) положительная,
б) отрицательная,
в) аномальная.
4. Отношение к своим недостаткам и негативным (отрицательным) свойствам:
а) требовательность,
б) самокритичность.
5. Уровень самоуправления поведением:
а) может долго и качественно трудиться в области, которая его интересует,
б) быстро утомляет подростка однообразная и неинтересная для него, но важная для коллектива деятельность,
в) условия устойчивости волевых усилий в достижении качества работы.
Для диагностики педагогической запущенности В. Г. Баженов предлагает дневник наблюдения педагогически запущенного ребенка. Он предназначен для более длительного изучения данного ученика и ведется по хронологическому принципу. С помощью собранных данных о проблеме педагогической запущенности и развитии ребенка можно спроектировать коррекционную работу с самим учащимся.
После проведения диагностики, выявив степень запущенности, возрастные, индивидуальные проявления педагогически запущенного, можно приступать к составлению коррекционной программы.
Зюбин Л. М. предлагает следующие формы коррекционной работы:
· выявление качеств, способностей, которые могут получить положительную оценку в коллективе,
· привлечение к общественной работе, оказание помощи в организации дружеских связей,
· постепенное усложнение учебных и общественных заданий,
· систематическое поощрение за успехи, изменение отношения к критике,
· медицинская помощь, разъяснительная работа с коллективом,
· формирование правильной самооценки,
· осуществление мер нравственно-полового воспитания,
· оказание необходимой помощи в учебной деятельности,
· физическое воспитание,
· привлечение к участию в добрых делах для сверстников, младших, больных.
Следующий технологический этап - это определение эффективности воздействия на ребенка, выбранной социально-педагогической технологии и составляющих ее методик.
Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми преследует следующую цель - создание образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Здесь переплетаются элементы педагогического диагностики, прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля и самоанализа результатов воспитательной работы.
Технология работы с педагогически запущенными детьми.
1. Изучение всего контингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно-воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявление трудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей, способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания или перевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, их ближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся; планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективности индивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведения учащихся.
Формы и методы работы: изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение в необходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних, беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках, наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.
Основные исполнители: классный руководитель, преподаватели, родители учащихся - с привлечением других лиц, знающих подростков.
2. Коррекция недостатков нравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: одновременно с решением важнейших задач нравственно правового воспитания учащихся и способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива.
Формы и методы работы: приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечение участия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секций художественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом; организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых; привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах и поступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений и наказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
3. Воспитание правильного отношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду с общими целями правового воспитания) : преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи с работниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей; проведение тематических лекций и бесед.
4. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы: индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия, привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создание нормальных условий труда и отдыха подростков в семье, поощрение за успехи в учебе.
5. Преодоление недостатков физического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать у педагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитать отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы: уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальные медицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогически запущенных учащихся.
6. Работа с родителями педагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
Формы и методы работы: педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. На особый учет должны быть взяты родители - правонарушители и пьяницы и с целью индивидуального воздействия на них.
7. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущенными учащимися являются : преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения.
Формы и методы работы: беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с целью профилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использование специальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейных отношениях, медицинские консультации.