Светлана Завражина
Консультация для воспитателей «Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Период раннего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный характер, или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания. Личность развивается формируясь. Формообразование личности начинается в раннем детстве. Педагогически запущенность, как устойчивое состояние обуславливает особенности ребенка, характеризующейся противоречивостью развития:
а) Непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;
Публикация «Консультация для воспитателей „Работа с педагогически запущенными детьми и примерный план работы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Темочки
б) Особенности поведения, выдающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, реакция компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакция приспособления или подчинения мнению других, реакция ухода из-под опеки, мнения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;
в) Доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, деорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.
Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами. При сохранении примерно одинакового механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.
В дошкольном возрасте это:
1. Неспешность в ролевой игре как ведущем виде деятельности, проявляющаяся в наличии трудностей при налаживании игроых отношений со сверстниками; предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности;
2. Неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей действительности возрастным возможностям, дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, неумении выделять специальные учебные задачи в ходе игровой, познавательной и других видах деятельности;
3. Отклонения в поведенческой сфере.
Поскольку причины педагогической запущенности детей и подростков обусловлены недостатками воспитательно-образовательной работы семьи, детского сада и школы, т. е. успешное предупреждение зависит от тесного взаимодействия последних. Основными путями их взаимодействия являются:
1. Совместная работа по повышению уровня педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;
2. Совместное программирование содержание профилактической работы;
3. Совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы предупреждения и преодоления педагогической запущенности;
4. Совместный анализ ее результатов.
Цель этого взаимодействия – перестройка совместного воспитания и воспитательно-образовательной работы в детском саду и школе в отношении педагогически запущенных детей и подростков.
Успешному решению задач профилактической работы в детском саду способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического микроклимата в семье, детском саду и школе, устранение эмоционально-психологических перегрузок ребенка, так и специальные (организация успеха ребенка в ролевой игре, учении, руководство его поведением путем опоры на положительные качества, формирование его взаимоотношений со сверстниками через привитие навыков жизнедеятельности в коллективе, преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития).
К объективным условиям, способствующим повышению эффективности рассматриваемого взаимодействия относятся:
1. Обеспеченность детских садов и школ квалифицированными педагогическими кадрами;
2. Наличие материальной базы для организации разносторонней воспитательной работы с детьми;
3. Совершенствование управления взаимодействием воспитательных институтов;
4. Позитивные изменения в организации семейного воспитания;
5. Преодоление формализма в организации обучения и воспитания детей в детском саду и школе;
6. Наличие научно-обоснованной программы рекомендаций по проблеме.
В числе субъективных условий успешности взаимодействия следует назвать овладение его участниками системой знаний о причинах, признаках и появления педагогической запущенности; методикой ее диагностики и профилактики на основе преемственности и взаимодействия, создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях педагогически запущенных детей, коллективах дошкольных учреждений и школ. Создание этих условий и является прерогативой практического психолога.
Профилактика педагогической запущенности может вестись в двух направлениях:
1. Предупреждение её возникновения, т. е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребёнка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности;
2. Предупреждение её развития, т. е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка.
Примерная программа организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности :
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка :
-повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
-создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
-индивидуальные консультации, помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира, его общения в семье;
-контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
-меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
2. Помощь ребенку в личностном росте:
-организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
-индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
-включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
-руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
-работа по формированию мотивации достижений.
Профилактика педагогической запущенности
1. Методика руководства общением (изменение положения ребенка в группе сверстников);
2. Методика руководства поведением (формирование индивидуального опыта поведения);
3. Методика выравнивания возможностей ребенка (преодоление недостатков развития);
4. Методика организации ведущей деятельности (формирование интереса, умений, навыков, развитие активности).
Гуманизация отношения к ребенку в семье
1. Перестройка семейных отношений, стиля семейного воспитания;
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
3. Восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи;
4. Взаимодействие родителей с педагогами в учебно-воспитательном процессе;
5. Активное включение родителей в процесс профилактики.