Валентина Бабак
Одарённые дети. Кто они?
▼ Скачать + Заказать документы
В. П. Бабак
воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек»,
село Высокая Гора, Республика Татарстан.
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?
Что такое одарённость? Это подарок судьбы или головная боль педагога и родителей, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?
Одарённость – это стечение трё х характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определё нные требования к личности педагога:
Публикация «Одарённые дети, Кто они?» размещена в разделах
- желание работать нестандартно, креативность;
- включать поисковую активность и любознательность;
- иметь знания психологии дошкольников и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
В группе может оказаться ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать, придумывает необычные истории и сказки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь дать ответ быстрее других воспитанников, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.
Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребё нок продемонстрировал наиболее высокие достижения:
- интеллектуальная одаренность - это дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
- творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.);
- академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе);
- информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности) и спортивная.
Одаренные дети — это наше достояние. Одаренность ещё можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Методы выявления одаренных детей
1. Анализ результатов педагогического мониторинга;
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).
Частые проявления одаренности :
- Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;
- Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
- Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.
- Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;
- Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;
- Ребенок способен к нестандартным решениям;
- Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;
- Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;
В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее) : рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;
В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).
Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.
Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:
Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Итак: Кто такие «одаренные дети»?
В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:
1. «Все дети талантливы».
2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.
«Одаренность» - системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Необходимо отличать от одаренности :
- Высокий уровень развития
- Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)
- «Ложную одаренность» - расширение нагрузки на сохранные функции (память, речь) провоцирует интенсивное развитие способностей, тормозит развитие высших психических функций.
Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности :
- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)
- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)
- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка
- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни
Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
И в заключении хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте!».
Список используемых источников:
1. Программа «Одарённый ребёнок», М, «Новая школа»; 1995 г.
2. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого, «Одарённые дети». М, 1991 г.
3. Г. Ю Айзенк. «Проверьте свои способности». 1998 г.