МААМ-картинки

Одарённые дети. Кто они?

Валентина Бабак
Одарённые дети. Кто они?
▼ Скачать + Заказать документы

В. П. Бабак

воспитатели МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек»,

село Высокая Гора, Республика Татарстан.

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?

Что такое одарённость? Это подарок судьбы или головная боль педагога и родителей, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – это стечение трё х характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определё нные требования к личности педагога:

Публикация «Одарённые дети, Кто они?» размещена в разделах

- желание работать нестандартно, креативность;

- включать поисковую активность и любознательность;

- иметь знания психологии дошкольников и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

В группе может оказаться ребенок, который заметно отличается от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать, придумывает необычные истории и сказки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь дать ответ быстрее других воспитанников, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Говоря о единых образовательных стандартах в новой системе образования, моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.

Одарённость подразделяют на несколько видов, исходя из того, в каких сферах деятельности ребё нок продемонстрировал наиболее высокие достижения:

- интеллектуальная одаренность - это дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

- творческая одарённость (дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.);

- академическая одаренность (дети, хорошо обучающиеся в школе);

- информационно-коммуникативная (дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности) и спортивная.

Одаренные дети — это наше достояние. Одаренность ещё можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень ВАЖНО, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.

Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей детей, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одаренности :

- Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

- Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;

- Ребенок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

- Ребенок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

- Ребенок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

- Ребенок способен к нестандартным решениям;

- Ребенок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д. ;

- Ребенок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее) : рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одаренные в танцах, спорте).

Абсолютно все одаренные дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Итак: Кто такие «одаренные дети»?

В психологии нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одаренность – дар свыше, которым наделены единицы».

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

«Одаренность» - системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Необходимо отличать от одаренности :

- Высокий уровень развития

- Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)

- «Ложную одаренность» - расширение нагрузки на сохранные функции (память, речь) провоцирует интенсивное развитие способностей, тормозит развитие высших психических функций.

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности :

- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)

- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка

- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

И в заключении хочу предложить такие слова: «Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте!».

Список используемых источников:

1. Программа «Одарённый ребёнок», М, «Новая школа»; 1995 г.

2. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого, «Одарённые дети». М, 1991 г.

3. Г. Ю Айзенк. «Проверьте свои способности». 1998 г.

Публикации по теме:

Дети любят потешки С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь.

Конструктор и дети!Конструктор и дети! Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для Вашего ребёнка. Конструирование.

Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые дети» Что же такое здоровье? Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Медлительные и гипоактивные дети «Ну, давай скорее! Сколько раз повторять! Все уже оделись! Ждём одного тебя! Считаю до трёх. Останешься в группе один!» Иногда можно.

Фотоотчет «Одарённые дети — будущее России»Фотоотчет «Одарённые дети — будущее России» Минута славы в ДОУ 8 30 апреля 2019 года в Детском образовательном учреждении 8 ,Солнышко" города Избербаш Респуплика Дагестан, прошло.

Консультация «Одарённые дети. Трудности определения одарённости» Всегда ли мы видим одарённость детей? Бывают ли учительские ошибки при определении способностей ученика? Как помочь детям раскрыть свою.

Проект «Дети и дорога»Проект «Дети и дорога» Педагогический проект «Дети и дорога» Автор: Козлова Татьяна Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад «Светлячок» Описание материала: проект.

Родительское собрание «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Родительское собрание на тему: «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Как слушать ребенка Техника.

Телевидение и дети Дети дошкольного возраста – одна из многочисленных аудиторий телевидения. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают.

Выступление на РМО-2017 год «Одарённые дети»Выступление на РМО-2017 год «Одарённые дети» Презентация «Работа с одарёнными детьми в детском саду» Подготовила: Кулакова Елена Николаевна, воспитатель МДОУ Сараевский детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одарённые дети. Кто они?
Опубликовано: 21 сентября 2019 в 20:17
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Одарённые дети. Кто они?» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Бабак (УИ 36756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД