Ольга Николаевна Варганова
Педагогическая технология воспитания интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология воспитания интереса к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Предисловие
Основная задача детского сада – способствовать уверенному вхождению маленьких детей в большой мир, помогать семье в решении задачи социализации ребенка. Как реализована эта задача, можно оценить, наблюдая его вхождение в школьное обучение.
Лучше включается в школьную жизнь готовый к школе ребенок. Готовность к обучению в школе способствует более успешной адаптации первоклассника к новой ситуации школьного обучения, сохранению физического и психического здоровья. Чем легче протекает процесс адаптации первоклассника к школе, тем лучше, качественнее работает детский сад.
Обычно под готовностью к школе понимается общая и специальная готовность. К общей готовности относят физическую и психологическую, в свою очередь, включающую интеллектуальную, социально-личностную и мотивационную готовность к школе. Под специальной готовностью понимается готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, вычисления).
Но давайте попытаемся взглянуть на проблему готовности с другой точки зрения, не столь академичной. Термин «готовность» обозначает состояние, которое позволяет человеку сориентироваться в новой ситуации, адаптироваться к ней. «Быть готовым к школе» - значит, быть готовым к тому новому, что ожидает ребенка. Что же новое в сравнении с дошкольным периодом детства появляется, когда ребенок переступает порог школы?
1. Во-первых, это режим дня. Он существенно отличается от режима дня дошкольников, потому что более статичен, менее разнообразен. Готовность выдерживать школьные нагрузки определяется состоянием здоровья ребенка и созреванием центральной нервной системы. «Незрелые» дети испытывают наибольшие трудности в обучении и вызывают особую тревогу, так как даже в случае нормальной успеваемости их положительные результаты в учебе достигаются за счет чрезмерного напряжения сил, что неблагоприятно сказывается на их здоровье. Особенно значимо это в наши дни, когда возраст прихода ребенка в школу статистически неуклонно снижается.
2. Во-вторых, меняется ведущая деятельность ребенка: игровая деятельность постепенно начинает «сдавать свои позиции», уступая дорогу учебной. Важно, чтобы, поступая в школу, ребенок был готов к активному освоению учебной деятельности. Готовность к учебной деятельности предполагает определенный уровень развития у ребенка психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, способность принять учебную задачу, следовать указаниям учителя, и что особенно важно, познавательную направленность интересов, а также некоторые специальные умения, помогающие осваивать специфические виды учения (письмо, чтение, вычисления, счет).
3. В-третьих, школа встречает ребенка новой средой, новыми людьми, новыми правилами: учитель и одноклассники, с которыми надо устанавливать контакт, общаться, сотрудничать, соблюдать школьные правила.
4. И, наконец, последнее: приходя в школу, ребенок не просто переступает порог, а переходит на новую общественно значимую социальную ступеньку – становится школьником. Собственно, почему последнее? Скорее, именно это самое важное в готовности: желание и способность стать школьником. Многие исследователи солидарны в том, что это – один из самых важных показателей готовности к школе. Соответствие этой социальной роли требует от детей умения управлять собственным поведением. Если ребенок не готов взять на себя роль ученика, то у него неизбежно появятся проблемы в освоении учебной деятельности, в подчинении правилам школьной жизни, в общении с учениками и учителем.
Как узнать, что побуждает ребенка учиться в школе? Насколько сильным и устойчивым является это желание? Конечно, проведя диагностику личностной готовности ребенка к школе. Ее целью является выявление степени личностной готовности ребенка к школе для определения целей и содержания дальнейшей работы по его воспитанию и обучению.
Педагогическая диагностика
личностной готовности ребенка к школе.
Предмет педагогической диагностики: личностная готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
Задачи педагогической диагностики:
1. Изучить личностную готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
2. Выявить проблемы готовности, характерные для детей данной группы
3. Выявить достижения и проблемы каждого ребенка в аспекте личностной готовности к школе
Что нужно подготовить для проведения педагогической диагностики?
Для проведения основной первичной диагностики понадобятся:
Отрывной блокнот на липкой основе небольшого формата
Карандаш или ручка для записи
Большой лист-экран (можно расчертить ватман, на который воспитатель будет фиксировать листки с записями из блокнота
Описание того качества/качеств, которые будут диагностироваться (как идеальный вариант сопоставительной нормы)
Критерии и показатели, по которым будет проводиться диагностика
Лист-экран следует разместить в таком месте группы, где он не будет заметен для посетителей (родителей, сотрудников ДОУ).
В конце учебного года целесообразно еще раз провести эту диагностику и оценить степень решения поставленных задач. Результаты диагностики позволят сформулировать рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе (на лето).
При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:
• Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в обучении и развитии. На основании педагогической диагностики нельзя делить детей на группы по уровню развития. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («это плохо, а это хорошо». Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
• Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический экран. Лучше делать это незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.
• При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны. Мешает ребенку или нет недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.
• Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).
Когда следует проводить диагностику?
Готовность ребенка к школе есть результат развития всего предыдущего периода развития, поэтому следует своевременно выявлять проблемы ребенка и решать их. Важно изучать, поддерживать и развивать индивидуальные особенности детей – интересы, склонности, способности, ценностные ориентации; воспитывать уверенность в себе, умение взаимодействовать с социальным окружением, управлять своим поведением.
Данная диагностика может проводиться за два года или за год до поступления в школу и позволяет выявить проблемные с точки зрения готовности к школе сферы. За оставшееся перед обучением в школе время можно помочь ребенку в решении выявленных проблем, поддержать достижения ребенка. Именно так мы понимаем «выравнивание стартовых возможностей» детей перед поступлением в школу.
Результатом диагностики будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка. Цвет можно выбирать произвольно. Мы предлагаем выбрать цвета светофора:
зеленый: показатель проявляется ярко, это – достижение ребенка, требуется дальнейшее развитие проявленных умений;
желтый: показатель проявляется нестабильно, неустойчиво. Требуется поддержка данного проявления и закрепление его;
красный: показатель не проявляется совсем или очень редко. Необходима помощь ребенку в данном направлении.
Горизонтальные ячейки диагностической карты помогают «увидеть» общую ситуацию готовности к школе конкретного ребенка. По вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей.
Результаты педагогической диагностики являются основанием для построения образовательной работы с детьми. В течение года может проводиться промежуточная диагностика. Она чаще имеет индивидуальную направленность и позволяет оценить степень решения поставленных задач. Время проведения этого вида диагностики не фиксировано – по мере необходимости. Результаты промежуточной диагностики помогают воспитателю внести коррективы в педагогический процесс.
В конце учебного года (обычно в мае месяце) проводится итоговая диагностика. Результаты этой диагностики свидетельствуют о качестве проведенной образовательной работы и позволяют оценить не только уровень готовности ребенка к школе, но и работу педагогов детского сада по решению данной задачи. По результатам итоговой диагностики составляются рекомендации на лето для родителей детей. На основе диагностических срезов составляется представление о динамике готовности ребенка к школе (мониторинг готовности к школе, этот анализ отражается в диаграмме.
На что следует обращать внимание при диагностике готовности ребенка к школе?
На типичные проявления ребенка, их устойчивость, периодичность, зависимость от ситуации.
Ориентиром в оценке школьной готовности ребенка может стать «идеальный» портрет выпускника детского сада (например, такой портрет представлен в Концепции преемственности содержания образования дошкольного и начального звеньев, 2003; ФГТ к основной образовательной программе дошкольного образования). Однако необходимо помнить, что реальный ребенок не может в точности соответствовать этому описанию. Помните также о том, что не все компоненты готовности к школе должны быть максимально развиты. Гораздо важнее, чтобы они проявлялись, даже если уровень некоторых из них недостаточно высокий. В процессе обучения менее развитые качества будут компенсироваться более развитыми. Но если какой-то компонент отсутствует, это может привести к проблемам школьной адаптации.
Как оценивать готовность к принятию новой социальной роли ученика?
Показателями готовности ребенка к принятию новой социальной роли школьника являются наличие мотивации к обучению в школе, сформированные самооценка и самоконтроль, а также способность управлять собой, собственным поведением (произвольность поведения).
Мотивационная готовность к школе.
Желание пойти в школу и успешность учебной деятельности во многом обусловлены мотивами, т. е. теми факторами внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний. Учебная деятельность детей побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Выделяют шесть групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению.
Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это важно, чтобы глупым не быть и в институт потом поступить»). При условии достаточного развития других компонентов школьной готовности для детей с доминирующим социальным мотивом характерно ответственное отношение к учебе, они сосредоточены на уроке, старательно выполняют задания, переживают, если что-то не получается сделать, успешно усваивают учебный материал.
Познавательные мотивы проявляются в стремлении к новым знаниям, желании научиться читать («Я хочу в школу, потому что там интересное учитель рассказывает, я по-английски разговаривать научусь»). Для этих детей характерна высокая познавательная активность, они задают много вопросов и не любят упражнений, основанных на много-кратном повторении заданного образца, требующих усидчивости. Ребенок внимателен и активен только тогда, когда материал для него незнаком и интересен. Усвоение материала на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Про них учителя часто говорят: «Умный, но ленивый».
Оценочные мотивы проявляются в стремлении получить хорошую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать пятерки»). Оценочный мотив основан на свойственной детям потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Ребенок занимается потому, что его хвалит за это учитель. Похвала, положительная оценка взрослого являются эффективными стимулами активности ребенка. У детей с доминирующей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами могут формироваться нежелательные способы учебной деятельности: низкий уровень самостоятельности при выполнении задания, неумение оценить правильность своих действий. Дети постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, при ответе пытаются уловить его эмоциональную реакцию.
Позиционные мотивы связаны с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, им спать надо»). Ребенок занимается тогда, когда на уроке много атрибутики, наглядных пособий. Позиционный мотив присутствует в той или иной мере у всех будущих первоклассников. Как правило, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив угасает и существенного влияния на успешность обучения не оказывает. Из-за отсутствия других стимулов к учению (внешний и игровой мотивы эту функцию не выполняют) формируется стойкое нежелание учиться.
Атрибутивные мотивы («Я хочу в школу, потому что у меня ранец красивый, новый») не имеют отношения к содержанию учебной деятельности и не оказывают существенного влияния на активность и успешность обучения. В случае доминирования этих мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению.
Игровые мотивы («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями») проявляются в направленности на общение в игре и по своей природе неадекватны учебной деятельности. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала. Дети с преобладающей игровой мотивацией делают на уроке не то, что задано, а что им хочется.
Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности).
Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя, если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) - все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению. Важно наличие именно комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном, оценочном либо социальном). Только тогда можно говорить о наличии у ребенка сильной мотивации к обучению в школе.
Самооценка и самоконтроль
К старшему дошкольному возрасту начинает активно формироваться самооценка – сложное динамическое личностное образование. Эффективность деятельности зависит не только от усвоенных знаний и выработанных умений, но и от уровня самооценки. С помощью самооценки происходит регуляция поведения человека:
• самооценка является одним из важных мотивов деятельности, регулируя усилия, направленные на достижение цели;
• побуждает к совершению поступков или останавливает перед ними;
• защищает личность от разрушительного проникновения сверхнегативных оценок, несовместимых с самоуважением;
• мобилизует или блокирует действия;
• является фактором успешности деятельности: знание своих возможностей, побуждает к их использованию, то есть задается программа роста личности.
Существует два вида проблем в самооценке детей. Одна, самая распространенная, - заниженная самооценка. Главная причина неадекватности - стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. У ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха, а, следовательно, - признания сверстников.
Другая проблема – чрезмерно завышенная самооценка. Для дошкольника несколько завышенная самооценка является нормой. Это позволяет ребенку чувствовать себя успешным, уверенным, преодолевать трудности. Но бывает так, что малейший успех своего ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности. Ребенок с завышенной самооценкой переоценивает свои возможности и также не очень старается.
Самооценкой в значительной степени определяется активность личности. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, смелее, не боятся брать на себя ответственность, уверены в том, что своими силами могут добиться успеха. Они активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более сложные цели, чем те, кто при прочих равных условиях имеет заниженную самооценку.
Дошкольники с разной самооценкой имеют разные мотивы. Для детей, адекватно оценивающих себя, характерен мотив достижения успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуации соревнования с другими детьми. Для тех, чья самооценка неадекватна (завышена, а особенно занижена, характерен мотив избегания неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми.
Наблюдение позволит выявить детей с неадекватной оценкой. Так, ребенок с заниженной самооценкой обычно говорит тихо, не смотрит в глаза собеседнику, проявляет нерешительность в ситуации выбора, часто застенчив. Ребенок с завышенной самооценкой обижается на критику, громко спорит, обвиняет в неудачах других, некритичен к результатам собственной деятельности. Однако надо иметь в виду, что иногда оценить общую самооценку ребенка по наблюдениям очень сложно. Низкая самооценка может маскироваться напористостью, конфликтностью, проявлениями агрессивности в общении. Для уточнения Ваших предположений целесообразно использовать методику «Лесенка».
В школе на уроках ребенку необходимо будет выполнять задания, требующие от него точного выполнения инструкций, соблюдения некоторых правил. Поэтому необходим определенный уровень развития самоконтроля. Способность к самоконтролю предполагает внимание ребенка на содержание собственных действий, оценку результатов этих действий, осознание своих возможностей. Самоконтроль ярко проявляется в продуктивных видах деятельности, в играх с правилами.
Проведите (индивидуально или с небольшой подгруппой детей) игру, например, «Да и нет не говорите». Ребенку задаются вопросы, отвечая на которые запрещается говорить слова «да» и «нет». Отметьте, как долго смог контролировать свои ответы ребенок. Если не допустил ошибок, умеет контролировать себя, если нарушил правило после 6-7 вопросов или даже раньше – самоконтроль низкий.
Весьма показательны для оценки самоконтроля результаты задания Графический диктант (Д. Б. Эльконин). Проводится фронтально со всей группой детей.
Цель: определить уровень произвольности детей, умение слушать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции.
Процедура выполнения: Каждому ребёнку выдаётся тетрадный лист в клетку, на котором ему предлагают «поучиться рисовать красивые узоры». На листе отмечено точкой начало выполнения диктанта.
«Две клетки вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо, две вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз».
Дальше ребёнок продолжает узор самостоятельно.
По окончании он оценивает свою работу и отмечает допущенные ошибки. Выполнение задания оценивается следующим образом:
Безошибочное выполнение задания или задание, выполненное с ошибкой, замеченной ребенком – сформированный самоконтроль.
Две-три ошибки, замеченных ребенком – самоконтроль формируется, требуется поддержка этого процесса.
Четыре и более допущенных ошибок или/и неспособность замечать допущенные ошибки - самоконтроль не сформирован. Требуется активная помощь ребенку в формировании самоконтроля.
Произвольность поведения.
Показателями произвольности поведения выступают целеустремленность, настойчивость, выдержка, решительность, умение управлять собственной деятельностью, сдерживаться, подчиняться правилу.
Произвольность поведения можно оценить, наблюдая за ребенком в разные моменты времени, при осуществлении им различных деятельностей.
Показатели для наблюдения:
• Выполнение решений без напоминания
• Умение найти себе занятие и организовать свою деятельность
• Умение овладевать своими эмоциями
• Способность тормозить свои соблазны, прихоти
• Умение продолжать деятельность даже при нежелании и отсутствии интереса к ней
• Умение проявить упорство при столкновении с трудностями
• Проявление терпения
Ребенок проявляет произвольность в поведении, если способен длительное время (7-10 минут без отвлечений) занимать себя деятельностью, которая требует внимания и сосредоточенности. Например, составлять пазлы, рассматривать иллюстрации в книгах. О произвольности свидетельствуют способность к преодолению затруднений в процессе деятельности, следование правилам, стремление улучшить результат. При проигрыше в играх с правилами дети не обижаются на сверстников, проигрывают достойно. Когда ребенку делают прививку, укол или иную болезненную манипуляцию, он не плачет, сдерживается, терпит боль.
Сформированность произвольного поведения ярко проявляется в играх с правилами. Запланируйте эти игры во время проведения диагностики. При их проведении будьте особо внимательны к проявлениям детей, фиксируйте свои наблюдения. Вот пример такой игры.
«Пауки и мухи». В игре принимают участие пять и более игроков. В одном из углов площадки очерчивается круг — «паутина», где живет «паук» — водящий. По сигналу взрослого «мухи» разбегаются по комнате, жужжат, взмахивают руками, имитируя полет. Через некоторое время взрослый говорит: «Паук!» Мухи должны застыть на одной ноге на том месте, где услышали команду. «Паук» имеет право ловить только тех, кто, потеряв равновесие, опустил на пол вторую ногу. Каждый выход «паука» должен продолжаться не более 10—20 секунд, так как детям трудно сохранять равновесие длительное время.
Если большинство указанных выше показателей ярко проявляется в поведении ребенка в разных ситуациях, это свидетельствует о сформированности произвольности поведения. Если проявления ситуативны, неустойчивы, следует обратить на это внимание и учесть при проектировании работы с детьми.
На основании проведенной диагностики заполняется диагностическая карта, являющаяся основой проектирования работы на год.
Если выявлена неготовность к принятию роли ученика:
Прежде всего, планируйте задачи по воспитанию интереса к школе. Для этого информируйте дошкольников о разных сторонах школьной жизни через проведение экскурсий, рассказы о школе, просмотр фильмов, игры «в школу», рассматривание иллюстраций и фотографий из школьной жизни и пр. ; развивайте познавательные интересы средствами детского экспериментирования, исследовательской деятельности. Используйте систему игр, способствующих развитию произвольного поведения (это игры с правилами на сдерживание, на запрет). Организуя продуктивные виды деятельности, активно используйте «пошаговые модели», которые помогают ребенку самому организовать процесс деятельности и достигать результата без помощи взрослого.
Как проектировать работу на год?
Необходимо выделить приоритетные задачи для данной группы. Они определяются выявленными проблемами и наличием устойчивых позитивных проявлений большинства детей. С этой целью анализируются вертикальные столбцы таблицы. Особое внимание следует уделить задачам по воспитанию интереса к школе, формированию самооценки и самоконтроля, развитию произвольного внимания.