Елена Давлеткулова
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания
Сказки рецепты – о вкусном и полезном.
«…Я думаю, Вы,
без сомнения знаете
Что пользу приносит
Не все, что съедаете
Наверное, тот ни когда не болел
Кто с детства
Продукты полезные ел».
К. Люис
Еще в древние времена врачи хорошо понимали значение правильного питания для гармоничного развития человека.
Публикация «Педагогическая технология по формированию у детей дошкольного возраста компетентности в культуре здорового питания» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Культура питания - один из наиболее важных и необходимых условий для сохранения здоровья человека.
Наш организм постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой и чрезвычайно подвержен ее влияниям. Питание является основным фактором этой среды, оказывающим самое непосредственное влияние на жизнедеятельность живого организма.
Особенно важна роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается от организма взрослого бурно протекающими процессами роста и развития, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций, большой двигательной активностью, развитием высшей нервной деятельности.
Пища является единственным источником, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию.
Правильное питание ребенка обеспечивает его гармоничное развитие, хорошую сопротивляемость инфекционным заболеваниям, повышает устойчивость иммунитета. Питание оказывает определяющее влияние на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его центральной нервной системы.
О роли правильного питания в развитии детей и сбережении их здоровья говорили М. Я. Бренц, К. С. Ладодо, Мишель Монтиньяк, Е. Н. Новикова, А. Ф. Тура и многие ученые истории и современности. «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде, есть неблагоразумие, и истина здесь, как и повсюду, лежит в середине»! Академик Павлов
В настоящее время на прилавках магазинов появилось много продуктов, которые ярко упакованы, быстры в приготовлении, но не всегда полезны для нашего здоровья. Многие родители не знают или пренебрегают рекомендациями о правилах здорового питания. В аптеках - много лекарств, комплексов витаминов, которые люди, следуя рекламе, употребляют без разбора, не думая о последствиях и побочных эффектах.
В этой связи возникает объективная необходимость формирования у ребенка с ранних лет культуры здорового и правильного питания. Это обусловлено и рядом противоречий:
между потребностью общества в воспитании здоровых граждан и снижением уровня знаний у подрастающего поколения в области здорового образа жизни;
между выбором продуктов натурального происхождения и насыщенностью торговой сети продуктами с искусственными добавками;
между необходимостью формирования у детей культуры питания и отсутствием педагогических технологий по данному направлению в работе с дошкольниками;
между комплексным подходом к решению поставленной проблемы и недостаточным вниманием к установлению системных связей в диалоге «детский сад – семья» по организации здорового питания детей.
Интенсивное изменение окружающей жизни человека, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства воспитания у молодого поколения культуры здорового питания и обучения его с ранних лет здоровому образу жизни на основе современных образовательных технологий.
Анализ результатов анкетирования, проведенного среди родителей нашего детского сада, подтверждает их заинтересованность в повышении уровня собственных знаний об организации здорового питания своего ребенка.
Учитывая социально-педагогическую значимость данной проблемы, мы предлагаем педагогическую технологию по формированию у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания, направленную на решение указанных противоречий.
Педагогическая технология «Сказки рецепты о вкусном и полезном!» разработана в рамках проведения экспериментальной работы нашего дошкольного учреждения по культурологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель педагогической технологии :
формирование у детей дошкольного возраста компетентности о культуре здорового питания.
Задачи:
Познакомить детей с основами культуры здорового питания.
Формировать у детей ценностное отношение к продуктам питания, их выбору и рациональному использованию.
Развитие у детей творческих способностей на основе составления сказок-рецептов о вкусной и здоровой пище.
Содействовать сохранению здоровья каждого ребенка, воспитывая у детей компетентность о здоровом образе жизни.
Вызвать у детей интерес к национальным блюдам других народов и воспитывать умение адекватно воспринимать их.
Реализация поставленных задач в воспитательно-образовательном процессе детского сада осуществляется с учетом следующих подходов:
• личностного ориентирования;
• индивидуализации и гуманизации;
• культуросообразности;
• сотворчества;
• интегративности.
Содержание педагогической технологии строится на основе ведущих дидактических принципов:
воспитывающего характера обучения;
• доступности;
• наглядности;
• научности;
• сознательности и активности в усвоении материала;
• систематичности и последовательности;
• преемственности.
Педагогическая технология ориентирована на работу с детьми 4-6 лет и включает в себя такие разделы, как:
- «Овощи, ягоды, фрукты, чудесные продукты»
- «Азбука здорового питания»
- «Советы со всего света»
Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме :
• НОД
• игр
• экспериментальной деятельности
• совместной и самостоятельной деятельности
• развлечений
• досугов
• театрализованной деятельности.
Содержание второго раздела «Азбука здорового питания» направлено на расширение и углубление знаний детей о витаминах, содержащихся в продуктах питания (крупы, молоко, мед, мясо, овощи, ягоды, фрукты). Ознакомление детей с правилами здорового питания, культурой употребления пищи. Накоплению представлений об основе здорового питания. Подвести детей к пониманию того, что многие продукты и травы имеют целебные свойства и используются для лечения и сохранения здоровья. Научить детей противостоять телевизионной рекламе.
Содержание третьего раздела «Советы со всего света» направленно на ознакомление детей с национальной кухней других народов. Развитие у дошкольников познавательного интереса к культуре здорового питания других народов.
Организация работы с детьми по указанным направлениям осуществляется в форме :
• НОД (сообщение новых знаний)
• Игр (закрепление)
• экспериментальной деятельности (приобретение новых знаний)
• совместной и самостоятельной деятельности (закрепление)
• развлечений (закрепление)
• театрализованной деятельности (закрепление)
Как видно из представленного планирования, содержание нашей работы осуществляется в тесном сотрудничестве со специалистами дошкольного образовательного учреждения - музыкальным руководителем, руководителем театральной студии, преподавателями изобразительного искусства, физического воспитания и экологии, шеф-поваром детского сада и другими. Это сотрудничество способствует более глубокому и разностороннему накоплению детьми знаний о культуре питания
Формирование у дошкольников компетентности о культуре здорового питания невозможно без взаимодействия с семьей, просвещения родителей в вопросах культуры питания своих детей. В связи с этим работа воспитателя по данному направлению включает в себя оформление наглядной агитации, папок передвижек содержащих информационный материал. Проведение родительских собраний. Консультации воспитателя, специалистов. Беседы, индивидуальная работа. Организация круглого стола, конкурсов, фотовыставок.
Учитывая значимость социокультурного окружения, предполагается установить взаимодействие в работе с медицинскими работниками (основы здорового питания, районной библиотекой (обеспечение художественной литературой, Домом детского творчества и Домом культуры (организация выставок детских рисунков).
Предполагаемый результат
Мы считаем, что организация целенаправленной работы способствует тому, что у детей :
- сформируется представление о здоровом образе жизни;
- возрастает желание вести здоровый образ жизни;
- сформируются основы культуры питания, которые сохранят свою значимость на всю жизнь;
- развивается творческий потенциал;
- сложится противостояние к телевизионной рекламе.
Учитывая индивидуальные особенности детей, порядок разделов может меняться.
Работа с родителями
Средняя группа
1. Оформление к родительскому собранию папки-передвижки «Убираем урожай» (с привлечением детей к сбору урожая).
2. Выставка «Золотая осень» (изготовление поделок из овощей, фруктов, природного материала родителями вместе с детьми).
3. Консультация на тему «Овощи, фрукты – полезные продукты».
4. Родительское собрание «Здоровое питание». Выступление медсестры, шеф-повара, родителей. Организация совместного чаепития родителей с детьми с вареньем из тыквы, моркови, ягод.
5. Организация фотовыставки «Во саду ли, в огороде».
6. Выставка детских рисунков в Доме творчества «Самый любимый и полезный овощ».
7. Оформление родителями сказок, придуманных ребенком в отдельную книжку.
8. Круглый стол «Ритуал употребления пищи».
9. Оформление папки-передвижки «Что полезно, а что - нет».
10. Родительское собрание на тему «Чем вредны нам Фанты, чипсы».
11. Предложить родителям придумать и разыграть перед детьми антирекламу неполезным продуктам (Фанта, сникерс….).
12. Оформление наглядного материала на тему «Национальные блюда русских и бурят».
13. Родительское собрание на тему «Как и чем, кормить своего ребенка».
Старшая группа
1. Выставка поделок сделанных родителями и детьми из овощей, год и фруктов.
2. Собрание на тему «Азбука витаминов».
3. Практикум по приготовлению овощных блюд (медсестра, шеф-повар).
4. Тематическая выставка «О витаминах».
5. Круглый стол для родителей (семинар) по обмену опытом «А как лечитесь вы?». Предложить родителям поделиться знаниями о лечебных свойствах продуктов.
6. Родительское собрание «Здоровье наших детей». Выступление родителей о способах лечения и профилактики здоровья овощами, фруктами, ягодами, травами. Заключительное выступление медсестры, комментарии к выступлениям родителей.
7. Оформление папки-передвижки для родителей «национальные блюда эвенков» .
8. Познакомить родителей с организацией питания детей в группах, работы пищеблока.
9. Консультация «Если ребенок плохо ест».
10. Конкурс для родителей «Лучшая сервировка стола».
11. оформление папки-передвижки «Советы со всего света».
12. Родительское собрание «Полезные блюда других народов (Татарстан, Япония).
13. Составление родителями «Книги рецептов» (рецепты блюд, предложенные родителями и сказки-рецепты, придуманные детьми, иллюстрации, рисунки детей.
14. Составление «Книги рецептов» лечения и профилактики здоровья детей.