Армине Микаелян
Педагогическая технология «Клубный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая технология «Клубный час» как средство
развития саморегуляции поведения дошкольников.
Актуальность: Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации. В старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.
Публикация «Педагогическая технология „Клубный час“» размещена в разделах
Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, мы видим, что саморегуляция – это процесс управления человеком собственными
психологическими и физиологическими состояниями и поступками.
В тоже время, отметим что, способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы, которая выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях. Одним из способов реализации этой задачи служит педагогическая технология «Клубный час».
Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Целей данной работы:
1. Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
2. Учить детей ориентироваться в пространстве.
3. Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста,
уважительное отношение к окружающим.
4. Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью
относиться к помощи и знакам внимания.
5. Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.
6. Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную
7. услугу.
8. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему,
9. самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
10. Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
11. Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям.
12. Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует большая
подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
Во-первых, тематику «Клубных часов», перспективный тематический план
К. Ч. на полугодие. Это необходимо сделать т. к. «Клубный час» может проводиться различных формах; как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга. Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».
«Свободный» К. Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории
детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют
разновозрастное общение по интересам.
«Тематические» К. Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в
ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы,
постройка космического корабля, викторины «космонавт».
«Деятельностный» К. Ч., когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, одной группе
проходят подвижные игры, в другой спектакль, где-то пекут
пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность К. Ч., как
правило (1 раз в неделю)
Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно
не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться
собственный жизненный опыт.
В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»
- Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
-Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
-Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
-Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ
-Говори спокойно.
-Ходи спокойно.
-Возвращайся в группу по сигналу звонка.
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе
или вернуться в нее, если устал.
В-четвертых, разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч. :
Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения.
Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им.
Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч. (звонок колокольчика)
когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что
пора возвращаться в свои группы.
В-пятых. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет
участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому детьми старшей и подготовительной групп так предварительная работа:
• организуется дискуссия «Что такое «Клубный час», зачем он
нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»
• обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в
этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.
• определяются какие есть помещения в детском саду. Как они
называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.
• выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.
Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила,
они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы
можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила
поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с
воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная
музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не
перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь
дойдет до них.
- Где ребенок был?
- Что ему запомнилось?
- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет,
то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и
обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели,
педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении
детей?
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили
гости (вопрос для воспитателей,
- соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.
- какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч.
Во время проведения К. Ч. не все дети могут соблюдать правила. По этому действует система «Красных кружков». Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по три красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на «К. Ч.».
Их ребенок отдает на рефлексии после К. Ч. И если у него не будет хватать одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал. На кругу дети совместно с воспитателем, решают, сможет ли ребенок пойти на следующий К. Ч. или его пропустит.
Приятно радует реакция детей на проведение К. Ч. Они с нетерпением ждут
его начала. Просят родителей привести их обязательно в детский сад в день его
проведения. Постоянно спрашивают воспитателей с тревогой, а будет ли К. Ч.
Родители, по началу, встревоженные, а будет ли соблюдаться безопасность во
время К. Ч., видя реакцию детей и очевидную пользу для их развития,
заинтересованно отнеслись к К. Ч., стремясь приводить детей именно в тот день,
когда он проводится.
Таким образом, большинство детей сада, стали относиться к ним более дружелюбно, стали более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада. У многих детей снизился уровень агрессивности, особенно в время проведения К. Ч. Воспитатели практически перестали делить детей на своих и чужих, стали проявлять больше самостоятельности в творчестве и в другие режимные моменты.
Особенно радует реакция некоторых родителей - «неужели такое возможно в
обычном детском саду».
Видео: https://www.youtube.com/embed/lIhlv8kZgI8https://www.youtube.com/watch?v=bHMs5dhzwvM&t=27s