Лучший педагог года

Педагогическая статья «Организация сотрудничества семьи и школы»

Оксана Елисеева
Педагогическая статья «Организация сотрудничества семьи и школы»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая статья. Организация сотрудничества семьи и школы

Елисеева Оксана Владимировна,

Педагог-организатор

МОУ СОШ № 24 г. Удачного Мирнинского района РС (Я)

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка (подростка). Именно здесь он рождается (желанным или нежеланным, здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные, первые знания об окружающем мире (много али мало, истинные или ложные, здесь формируются элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы отношений с миром, т. е. начинается процесс воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неспешность всего учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Педагогическая статья „Организация сотрудничества семьи и школы“» размещена в разделах

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Работа с родителями учащихся вверенных им классов является важным направлением многогранной деятельности классных руководителей. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классных руководителей (учителей) к этой работе.

В практике воспитания нашего образовательного учреждения сложилось пять функций работы школы и классных руководителей с родителями обучающихся.

1-ая функция. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Данная функция обусловлена необходимостью выработки единых требований, общих принципов, цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном школы. Так, на первом организационном родительском собрании классные руководители знакомят родителей с режимом школы на текущий учебный год, особенностями учебно-воспитательного процесса в этом учебном году (работой студии, секций, элективных курсов, напоминают о сложившихся в школе традициях и правилах, дают краткую характеристику классу и анализируют воспитательную работу прошедшего учебного года (если этого не делалось в конце учебного года, предлагают обсудить проблемы предстоящего года и представляют проект плана воспитательной работы с учащимися (который обсуждается и дополняется родителями).

Вовлекаем родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

- родительское общественное патрулирование (посещение проблемных семей);

- участие родителей класса в работе органов общественного управления школой (общешкольном родительском комитете, Попечительском совете, Управляющем совете).

2-я функция. Психолого-педагогическое просвещение. Классные руководители, обладающие большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающие детей в социальной среде, в общении со сверстниками, берут на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое организуются посредством следующих форм работы с семьей :

- школьные и классные тематические конференции для родителей;

- родительские лектории по микрогруппам с учетом интересов: для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей, испытывающих трудности в общении с детьми; для родителей детей, занимающихся в различных студиях, секциях; для родителей детей, испытывающих речевые трудности и т. д. ;

- родительские университеты;

- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классными руководителями на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классных коллективов: конференции отцов, мам, бабушек; проблемные конференции для всех родителей, индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога;

- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские);

- тренинги;

- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.

3-я функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей ходе этой деятельности. В практике нашей школы используются различны формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой

классными руководителями (экскурсии, вечера отдыха, турниры, состязания,

ремонт и благоустройство школы);

- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм

работы (вечера встречи с выпускниками, смотра строя и песни,

выпускного вечера и т. п.);

- подготовка и проведение дальних походов, поездок по городам России;

- читательские конференции: «Круг семейного чтения», конкурсы «Семья -

эрудит», «Семейное увлечение», выставки «Мир наших увлечений»;

- семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День пожилых людей» и др. ;

- игровые семейные конкурсы — «Спортивная семья», «Музыкальная семья и др.

4-я функция. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одаренных, проявляющих склонность или интерес к изучению отдельных учебных предметов или каким-либо формам внеурочной деятельности). Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении негативного влияния асоциальных неформальных объединений молодежи.

5-я функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Согласно «Положения о родительском комитете класса» членом комитета может быть каждый родитель, наиболее эффективно – 3-5 человек. Но, как показывает опыт работы некоторых классных руководителей нашей школы, активом могут быть и все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским: если дочка «организатор», то родители оказывают помощь в организации культурных мероприятий; если сын «физорг», то родители помогают в организации спортивных праздников и соревнований. Рекомендуем также организовывать временные творческие группы родителей по подготовке конкретных КТД. Продуктивной является работа классных руководителей по взаимодействию с различными общественными организациями родителей : общешкольным родительским комитетом, Попечительским советом, Управляющим советом, Советом молодых специалистов, военно-патриотическим клубом «Белый медведь» и др.

Полагаю, что успешность взаимодействия школы и семьи определяется следующими факторами:

1) правильно избранной позицией педагога. Позиция классных руководителей заключается в том, чтобы использовать позитивные факторы семейного и школьного воспитания для взаимодополнения друг друга;

2) правильно выбранными принципами взаимодействия:

- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности;

3) избранным стилем и тоном отношений с родителями. Менторский, поучающий стиль педагога, бестактность, раздраженная, односторонне негативная характеристика ребенка, невнимание к проблемам семьи – все это создает психологический барьер в общении.

Опыт успешных классных руководителей нашей школы убеждает, что эффективно взаимодействовать с родителями можно лишь при условии, если педагог в любой ситуации занимает позицию сотрудничества, проявляет заинтересованность в судьбе ребенка, максимальный такт, дипломатичность и педагогическую мудрость.

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности.Информационные стенды как одна из форм сотрудничества детского сада, семьи и общественности. Начался новый учебный год. Наше дошкольное учреждение по прежнему работает в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Одной из его.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

План сотрудничества с родителями младшей группы на 2020–2021 СЕНТЯБРЬ Коллективные: 1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет». 2. Консультация «Режим и его.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий для решения задач.

Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателями. Часть 2 Часть 1 Часть 3 Планирование сотрудничества музыкального руководителя с воспитателямиЦель. Способствовать созданию благоприятных условий.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая статья «Организация сотрудничества семьи и школы»
Опубликовано: 24 января 2021 в 09:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая статья «Организация сотрудничества семьи и школы»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Елисеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД