Оксана Елисеева
Педагогическая статья «Организация сотрудничества семьи и школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая статья. Организация сотрудничества семьи и школы
Елисеева Оксана Владимировна,
Педагог-организатор
МОУ СОШ № 24 г. Удачного Мирнинского района РС (Я)
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка (подростка). Именно здесь он рождается (желанным или нежеланным, здесь получает задатки физического и духовного развития (позитивные или негативные, первые знания об окружающем мире (много али мало, истинные или ложные, здесь формируются элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы отношений с миром, т. е. начинается процесс воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неспешность всего учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Педагогическая статья „Организация сотрудничества семьи и школы“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Работа с родителями учащихся вверенных им классов является важным направлением многогранной деятельности классных руководителей. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классных руководителей (учителей) к этой работе.
В практике воспитания нашего образовательного учреждения сложилось пять функций работы школы и классных руководителей с родителями обучающихся.
1-ая функция. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. Данная функция обусловлена необходимостью выработки единых требований, общих принципов, цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном школы. Так, на первом организационном родительском собрании классные руководители знакомят родителей с режимом школы на текущий учебный год, особенностями учебно-воспитательного процесса в этом учебном году (работой студии, секций, элективных курсов, напоминают о сложившихся в школе традициях и правилах, дают краткую характеристику классу и анализируют воспитательную работу прошедшего учебного года (если этого не делалось в конце учебного года, предлагают обсудить проблемы предстоящего года и представляют проект плана воспитательной работы с учащимися (который обсуждается и дополняется родителями).
Вовлекаем родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью следующих форм деятельности:
- дни творчества детей и родителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;
- родительское общественное патрулирование (посещение проблемных семей);
- участие родителей класса в работе органов общественного управления школой (общешкольном родительском комитете, Попечительском совете, Управляющем совете).
2-я функция. Психолого-педагогическое просвещение. Классные руководители, обладающие большей компетентностью в области психолого-педагогических знаний, лучше знающие детей в социальной среде, в общении со сверстниками, берут на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей, которое организуются посредством следующих форм работы с семьей :
- школьные и классные тематические конференции для родителей;
- родительские лектории по микрогруппам с учетом интересов: для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей, испытывающих трудности в общении с детьми; для родителей детей, занимающихся в различных студиях, секциях; для родителей детей, испытывающих речевые трудности и т. д. ;
- родительские университеты;
- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классными руководителями на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классных коллективов: конференции отцов, мам, бабушек; проблемные конференции для всех родителей, индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога;
- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские);
- тренинги;
- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.
3-я функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношений учителей, родителей и детей ходе этой деятельности. В практике нашей школы используются различны формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой
классными руководителями (экскурсии, вечера отдыха, турниры, состязания,
ремонт и благоустройство школы);
- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм
работы (вечера встречи с выпускниками, смотра строя и песни,
выпускного вечера и т. п.);
- подготовка и проведение дальних походов, поездок по городам России;
- читательские конференции: «Круг семейного чтения», конкурсы «Семья -
эрудит», «Семейное увлечение», выставки «Мир наших увлечений»;
- семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День пожилых людей» и др. ;
- игровые семейные конкурсы — «Спортивная семья», «Музыкальная семья и др.
4-я функция. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одаренных, проявляющих склонность или интерес к изучению отдельных учебных предметов или каким-либо формам внеурочной деятельности). Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания: разрешение противоречий подросткового возраста, профилактика формирования вредных привычек, помощь в преодолении негативного влияния асоциальных неформальных объединений молодежи.
5-я функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Согласно «Положения о родительском комитете класса» членом комитета может быть каждый родитель, наиболее эффективно – 3-5 человек. Но, как показывает опыт работы некоторых классных руководителей нашей школы, активом могут быть и все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским: если дочка «организатор», то родители оказывают помощь в организации культурных мероприятий; если сын «физорг», то родители помогают в организации спортивных праздников и соревнований. Рекомендуем также организовывать временные творческие группы родителей по подготовке конкретных КТД. Продуктивной является работа классных руководителей по взаимодействию с различными общественными организациями родителей : общешкольным родительским комитетом, Попечительским советом, Управляющим советом, Советом молодых специалистов, военно-патриотическим клубом «Белый медведь» и др.
Полагаю, что успешность взаимодействия школы и семьи определяется следующими факторами:
1) правильно избранной позицией педагога. Позиция классных руководителей заключается в том, чтобы использовать позитивные факторы семейного и школьного воспитания для взаимодополнения друг друга;
2) правильно выбранными принципами взаимодействия:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности;
3) избранным стилем и тоном отношений с родителями. Менторский, поучающий стиль педагога, бестактность, раздраженная, односторонне негативная характеристика ребенка, невнимание к проблемам семьи – все это создает психологический барьер в общении.
Опыт успешных классных руководителей нашей школы убеждает, что эффективно взаимодействовать с родителями можно лишь при условии, если педагог в любой ситуации занимает позицию сотрудничества, проявляет заинтересованность в судьбе ребенка, максимальный такт, дипломатичность и педагогическую мудрость.