Елена Михеева
Консультация «Организация детского коллектива»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация детского коллектива»
Собственно, речь пойдет о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.
Все это стало классикой отечественной педагогики, и обо всем этом написано в книгах Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского и современных специалистов по коллективному воспитанию.
Публикация «Консультация „Организация детского коллектива“» размещена в разделах
Важным условием, ведущим к успеху в воспитательной работе, является умение педагога организовать детский коллектив. Одной из задач воспитателя, как организатора является поддержание в коллективе хорошей дисциплины. Можно добиться хорошей дисциплины, «муштруя» детей и порицая их за плохое поведение. Но таким образом не добиться осознанного поведения детей и умения оценивать себя как части коллектива, общества.
Размышляя над этой проблемой, я выделила несколько принципов, на которые я опираюсь и которые помогают мне организовать детский коллектив.
1. Правила для дошколят – не предмет для нравоучений, а средство для организации детей.
2. Дети всегда хотят играть. Дети любят соревноваться.
3. Чтобы коллектив был дружным – создаю добрые традиции.
4. Доверяю ребятам ответственное поручение, помоги ему – и он станет твоим незаменимым помощником.
5. Дети балуются, когда не знают, чем себя занять. Во всеоружии – всегда имею под рукой интересную игру.
1. Знакомить детей с правилами в раздевал, спальне, за столом, на лестничном марше, улице, вовремя различных игр в группе и т. д. начиная с группы раннего возраста. Согласно возрастных особенностей детей. Дети лучше воспринимают правила, если они облечены в стихотворную форму. А если они произносятся хором и сопровождаются движениями, то воспринимаются детьми, как игра и помогают в дальнейшем выработать устойчивую модель поведения. Вот некоторые правила, которые мы сочинили вместе с детьми:
Колокольчики звенят (похожее движение руки,
Быть внимательными велит (руки к груди, потом ладошками вперед).
На прогулку собираюсь,
Быстро очень собираюсь.
Не зеваю, - ведь меня
Ждут уже давно друзья!
(произносится как речевка, можно маршировать)
Когда я одеваюсь на разговоры не отвлекаюсь.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы с тобой идем гулять,
Будем весело играть,
Никого не обижать.
За столом мы не шумим (указательный палец у губ,
Аккуратно мы едим (движение «ложкой»,
Все тарелки (руки «держат тарелку»)
и стаканы (ладошки сближаются)
Чисто убираем сами (ладошки «держат поднос»).
Когда я ем
Я глух и нем.
Дети любят играть и соревноваться. Соревнование можно использовать не только в организованной деятельности, но и для организации самостоятельной деятельности детей. Группе создаются постоянные микро коллективы. Это могут быть, умники и умницы или просто девочки и мальчики, экипажи корабля, Назначается дежурные. Отмечается «самый быстрый», «самый дружный», «самый аккуратный» Дети соревнуются между собой в дружном выполнении заданий. Помогает быстро навести порядок в группе, построиться парами, переодеться на прогулку и т. д. Выдаются жетоны или смайлики или наклейки. В конце дня или недели подсчитывается количество поощрений и выдается награда значок («медаль», которую можно унести домой и показать родителям.
3. Традиции коллектива очень важны для создания атмосферы дружбы, товарищества и взаимопомощи. Вот какие традиции созданы в нашей группе.
«Говорим спасибо». Мы стараемся как можно чаще говорить слово «Спасибо». Например, говорим дружное «спасибо» товарищам за полезные дела.
В раздевалке можно вывешивать слова благодарности ребятам и родителям, которые сделали добрые дела для группы. Например: «Спасибо Ване за новую игру», «Благодарим маму Сони и папу Миши за снежный городок» и т. д. В конце полугодия вручаем грамоты родителям и детям на родительском собрании.
«Творческий сюрприз». Готовим театрализованную деятельность, читаем стихи. Выступаем на родительских собраниях и различных Литературных вечерах. Делаем поделки и оформляем выставку, где их может посмотреть каждый.
«Минутка поздравлений». Поздравляем именинника, играем в хороводную игру «Испекли мы каравай», говорим добрые слова имениннику. Именинник угощает всех сладостями.
Доверяю детям выполнение различных поручений. Дежурство в группе, раздевалке, накрыть столы на обед, вынести журнал и т. д. Система дежурств может быть разная – парами, а может и быть просто поручениями. Главное не просто поручить ребенку какое-то задание, но и дать ему возможность оценить свою работу и рассказать, как проходило дежурство. Например, дежурный– главный помощник воспитателя. Может провести посильную игру, кого можно похвалить, а кому то сделать замечание. Такая работа помогает выработать у детей осознанную модель поведения и сформировать общественную оценку своим поступкам.
5. Каждому воспитателю необходимо всегда иметь под рукой набор всевозможных игр. Например, произошел сбой в режиме – отменили какое-либо занятие кружка или на улице дождь и нельзя пойти гулять. В этом случае мне помогает картотека игр. Пальчиковые игры, Простые задачи, Веселая математика, Хорошие манеры, Упражнения для релаксации, Скороговорки, 4. Подвижные игры разных народов, Сюжетно ролевые игры, картотека бесед для нравственного воспитания детей, дыхательные гимнастики, картотека речевых игр.
Использую настольные игры дидактические пособия группы.
Игра – самый органичный способ развития и воспитания ребенка. Она способствует оптимизации личностного развития детей. И каждый воспитатель должен уметь хорошо пользоваться этим средством воспитания.
Учебно-воспитательная работа в группе включает два вида тесно связанной между собой деятельности: самостоятельную деятельность ребенка и деятельность, которую полностью организует и проводит педагог.
Организация детского коллектива – увлекательная и трудная работа. Чем больше приемов, форм и методов освоит педагог, тем легче ему будет управлять детским коллективом.