Чмыхалова Ольга
Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов»
Данная практика направлена на всестороннее развитие ребенка, одним из главных условий которого является организация предметно-развивающей среды.
Публикация «Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов» размещена в разделах
Цель - создание социальной ситуации развития детей посредствам организации предметно-развивающей среды (ПРС) в группе ДОУ в соответствии с ФГОС, для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Предметно-развивающая среда - это организация пространства в группе в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка. При создании в своей группе развивающего пространства, я учитываю ведущую роль игровой деятельности. Созданная обстановка уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка, имеет содержательную деятельность.
В группе ребёнок развивает свои физические функции, формирует свои сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт. Всё групповое пространство доступно детям : игрушки, игры, дидактический материал. Они знают, где взять бумагу, карандаши, пластилин или природный материал. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребёнка в активной и разносторонней деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы организована по образовательным областям и в соответствии с требованиями безопасности и эстетичности:
Речевое развитие: создан центр книги: «Библиотечка», для речевого развития детей (книжки-малышки, книжки раскладушки, предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года». В результате : дети знают русские народные сказки, рассказывают их, понимают небольшие рассказы без наглядного сопровождения; сопровождают речью игровые и бытовые действия; строят предложения из 3-4 слов; проявляют интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей.
Познавательное развитие: оборудован центр активности (разные виды конструктора); центр экспериментирования. Оборудовала центр математического развития (размещены картинки для счета, наборы геометрических фигур, наглядное «напольное» пособие, где наклеены геометрические фигуры разного цвета и размера, счетные палочки, дидактические игры). В результате : Дети создают различные постройки индивидуально или группой, объединенные общей темой. Каждую постройку они обсуждают вместе, проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям; у детей развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней; ухаживают за растениями ближайшего окружения.
Социально-коммуникативное развитие: создан центр сюжетно-ролевой игры («Дом», «Больница», «Парикмахерская»). В результате : дети играют рядом, не мешая друг другу; подражают действиям сверстников; самостоятельно выполняют игровые действия с предметами.
Художественно-эстетическое развитие: На стене оформлен баннер для показа образовательной деятельности, стол для продуктивной художественной деятельности, где дети в свободное время лепят, рисуют, выполняют аппликационные работы. Шкаф наполнен необходимым изобразительным материалом. Создан музыкальный центр, в котором находятся музыкально – дидактические игры; разные виды театра (пальчиковый, теневой). Создавая театр, я изготовила раздвижной театр кукол, где дети, заходя в него, чувствовали бы себя артистами. Одевая на руку куклу, они показывают сказку, представление. Также используем маски, декорации, костюмы для постановки сценок на мероприятиях, родительских собраниях. Все атрибуты находятся в доступном для детей месте. А в кукольном доме можно разместить кукол, мебель. Организовать игровые ситуации можно и в «подворье», где находятся домашние животные для режиссерской игры «Мой дом, моё подворье»; центр художественного творчества (картины, пейзажи, натюрморты); дидактические игры; альбомы. В результате : дети с удовольствием слушают простые, программные произведения; называют инструменты: погремушка, бубен; появляются любимые сказки, стихи; различают цвета; лепят, рисуют несложные предметы.
Физическое развитие: в группе создан центр здоровья: «Здоровячек», в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни. Это мячи, кегли, дуги, пособия, атрибуты, оборудование для закаливания (дорожки для массажа ног, стоп;) для профилактики плоскостопия. Атрибуты для проведения подвижных игр - лошадки, обручи, скакалки, кубы, шнур длинный и короткий, ленты разных цветов, кружки разного цвета, маски. Уголок здоровья «Помоги себе сам» (плакаты, книги, описание оздоровительных игр, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница»). Изготовила: картотеку игр (народные, подвижные игры, пальчиковой гимнастики, физкультминуток для детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием.
В результате : дети научились ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга; прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед; брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч; ползать, подлезать под натянутую веревку или дугу. Насыщенность физкультурного уголка предметами для игр и тренажёрами развивает моторику и координацию движений у детей, способствуют укреплению мышц. Регулярное выполнение двигательных упражнений повышает выносливость организма и усиливает сопротивляемость сезонным заболеваниям.
В процессе работы с детьми, и в результате мониторинга состояния здоровья детей, я заметила, что многие дети приходят в детский сад с ослабленным здоровьем, поэтому необходимо внедрять и применять новые методики, способствующие укреплению и сохранению здоровья детей. Поэтому я разработала проект «Оздоровление детей в процессе игровой двигательной активности».
Проект представляет собой систему мер, направленных на укрепление развития оздоровительной деятельности; совершенствование её качеств, развитие игровой двигательной активности детей. При организации игровой деятельности детей в проведении оздоровительных мероприятий, ребёнок может стать здоровым тогда, когда поможет себе сам. А для этого необходимо развивать у ребёнка воображение. Система развития воображения определяется через особые формы двигательной активности детей, которая имеет оздоровительную направленность. Так, имитируя позу кошечки, ребёнок преображается в движении. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты: ребёнок сам выгибает спину, ползает на коленях.
В процессе игровой гимнастики дети вызывают у себя различные ощущения. Например, помочь заболевшему товарищу поставить горчичники, Дети прикладывают свои ладони к больным местам другого ребёнка. Эти «живые горчичники» прогревают намного эффективнее, чем настоящие. Происходит массаж, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребёнка к другому.
Особое внимание уделяется обучению ухода за своим телом, дети знают: правила гигиены и ухода за своим телом; как построен человек, какие органы нуждаются в защите, опасные факторы риска для здоровья.
Провожу оздоровительные мероприятия по закаливанию, которое направлено на повышение устойчивости организма ребёнка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды. Создаю предметно-пространственную среду, способствующую освоению детьми образовательной области : «Физическое развитие», используя различные формы работы по оздоровлению детей:
Лечебно-оздоровительная технология: водные процедуры (например, полоскание горла даже простой водой будет эффективнее, если в игре дети сами предварительно «зарядят» воду руками, желая себе здоровья. Надо просто применять тактику воображения, сказать: «Дети зарядите воду, и она станет волшебной, мы пополощем горло, и оно не будет болеть», обтирание полотенцем тела. После сна провожу «гимнастику пробуждения», контрастные воздушные ванны, «солевые дорожки». Эффект их закаливания в том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями. Важно то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью использую массаж еры для стоп, «пробковую дорожку», махровые рукавички, упражнения для стоп. Все эти мероприятия происходят в движении, в игровой форме при спокойном радостном настроении.
Игровая деятельность: гимнастика - пальчиковая, дыхательно-звуковая во время вдоха ребёнок получает глоток здоровья, а при выдохе направляет его в разные части своего организма: «Ветерок», «Воздушный шарик»; лечебно-коррекционная: игровые упражнения для глаз, носа, ушей: «Погреем ушки», «Похлопаем ушками», с элементами массажа: «Живые горчичники», упражнения для правильной осанки: «Замри», «Стоп-кадр». Необходимо использовать упражнения, чтобы происходило напряжение и расслабление мышц спины.
Физкультурно-оздоровительная: утренняя гимнастика, прогулки на участке детского сада (игровая деятельность, активный отдых, закрепление двигательных качеств, физкультурные упражнения, бег, чередуя с ходьбой «змейкой», вокруг деревьев, прыжки, дыхательная гимнастика). Прогулки - походы (в сквер, на берег реки Туба, на стадион); экскурсии; использование нетрадиционных форм оздоровления. Физические упражнения, проводимые в лёгкой спортивной форме в помещении.
Развитие двигательно-игровой активности: знакомство с оздоровительными играми, проведение различных видов игр, воображение детей в игре, аутотренинг, мини – физкультурные занятия, например:
1.«Цапля» : Дети стоят в кругу. По сигналу они должны согнуть правую ногу в колене на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступнёй к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Это конкурс на лучшую цаплю, надо простоять как можно дольше. Выигравший становится водящим в игре «Лягушки и цапля».
2. «Скачки» : Дети стоят прямо, ноги на ширине плеч. Затем наклониться вперёд и упереться рукам в пол. Руки и ноги прямые. Воспитатель объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун?
3.«Парашютисты». Педагог предлагает побыть детям парашютистами: предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стопы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стопы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче.
4.«Уши». Надо сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочерёдно слева направо и справа налево. Наклоны выполнять так, чтобы достать ухом до плеча. Потом спросить у детей, хорошо ли у них разогрелись ушки?
5.«Скоморохи». Детям предлагается поочерёдно каждой ногой шлёпнуть себя по ягодицам так, чтобы удар был слышен и ощутим.
6.«Тачка». Дети встают парами: один на четвереньки превращается в тачку. Для этого другой берёт его за ноги сзади и везёт. Чья тачка быстрее и правильнее выполнит задания, объезжая предметы.
7.«Кошка». Предложить опуститься на колени и упереться в пол. Дает задание: изобразить кошку, которая недовольна – выгибает спинку как можно сильнее вверх; кошка потягивается – спинка прогибается вниз, когда довольная – лечь на спину, перевернуться то на один бок, то на другой. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре: «Кошка и мыши».
Оздоровительные игры:
1.«Зайцы в огороде». Цель: Игра укрепляет мышцы спины и помогает формировать правильную осанку. «Зайцы» переползают за морковкой в огород под шнуром как можно ниже друг за другом.
2.«Горячий мяч». Цель: Лёжа на животе как можно дальше двумя руками оттолкнуть от себя надувной большой мяч, стараясь не выпустить его из круга.
3.«Тише едешь – дальше будешь». Цель: Помогает формировать правильную осанку. Дети стоят около линии с мешочком на голове. Водящий говорит: Тише едешь – дальше будешь. Дети двигаются до сигнала: Стоп. Они останавливаются и принимают правильную осанку, ведущий проверяет осанку, у кого мешочек падает, тот выбывает.
4.«Зоопарк». Цель: Развивать крупную и мелкую мускулатуру рук, ног, туловища.
Активный отдых детей: проведение утренников, соревнований, дней здоровья, развлечений, спортивных игр, праздников.
При создании в своей группе развивающего пространства, я учитывала то что, детям необходимо общение с природой. Групповая комната разделена на определенные центры, в том числе есть центр природы и экспериментальной деятельности.
В центре природы размещены комнатные цветы. Самое доступное для детей практическое занятие – это выращивание цветов. Уход за ними состоит в рыхлении почвы, пересадке и поливе цветов. Участвуют в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой растений, как правило, не ломают их впоследствии. Подобраны растения контрастные по строению стебля, форме, величине, требующие разнообразных приемов ухаживания.
Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с растениями в любое время. Даю задания, связанные с наблюдением. Большой интерес вызывают дидактические игры, которые изготавливаю сама и размещаю их в уголке природы, например: «Разложи картинки животных по мету их обитания», «Разложи овощи, фрукты, злаки по месту их произрастания» и другие. Также изготавливаю пособия, например: «Природные зоны» (нашей страны и мира); «Огород, сад, лес, поле»; «Времена года» и другие.
В центре природы находится «Календарь погоды», где дети каждый день в течение месяца отмечают погоду. С самого начала года мы с детьми ведем наблюдения за изменениями в природе, за сменой времён года, месяцев и дней недели. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке, я учу детей видеть прекрасное. Показываю, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята всё чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, обогащаются их чувства. А чтобы укрепить интерес ребёнка к окружающему миру, я предлагаю им провести опыты и эксперименты. Для этой цели в уголке на полочках поместила ё мкости с растворимыми и нерастворимыми материалами: глина, песок, цемент, опилки, пенопласт, камешки, ракушки, сыпучие продукты, а также небольшие предметы, которые можно опускать в воду — это плавающие и тонущие.
Особенно нравятся детям эксперименты с магнитами на темы: «Прыгающие человечки», «Гоночные коробочки», «Скользкая змейка» и другие. У детей формируется интерес к исследовательскому поиску, где требуются их знания и самостоятельное решение проблемы, например: «Откуда берутся снег и лёд?», «Солевые фасольки», «Растения и вода», «Волшебный шарик» и другие.
Эксперименты проводим с природным материалом, который находится в уголке природы на полке на уровне, доступном для взгляда ребёнка. Это шишки от разных хвойных деревьев, скорлупа от грецких орех, береста, семена растений, сухие листочки, речные раковины. Эту коллекцию используем также для ручного труда, лепки и как наглядный материал. На мой взгляд, коллекция отвечает критериям отбора материала. Коллекция представляет объекты «живой» и «неживой» природы. Весь природный материал был собран на территории детского сада и в бору, недалеко от села. Было бы хорошо пополнить коллекцию за счёт привозимого материала, для того, чтобы дети имели представление о природе не только своей местности, но и других регионов страны. Коллекцию помогают собирать родители, принимают также активное участие в изготовлении поделок из природного материала, бересты, из овощей и теста. Проявляя совместное творчество, получаем продукт совместной деятельности - выставку поделок и рисунков. Помещаем в выставочный уголок и фотографии, сделанные во время прогулок и походов.
Вся коллекция имеет природоохранный аспект. Я не сторонник того, чтобы коллекцию пополнять засушенными насекомыми или чучелами птиц. Детей надо знакомить с «живой» природой во время прогулок и экскурсий. Например, наблюдения за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлёте птиц в тёплые края. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащённую почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. Чтобы повысить мотивацию к процессу приобретения знаний детей о природе, я использую поисковую деятельность.
В последние годы, по моим наблюдениям, увеличилось число старших дошкольников желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них повысилась мотивация к процессу приобретения знаний. В содержания образования дошкольников включена поисковая деятельность, требующая использование знаний и умений в новой для детей ситуации решения проблем.
Для формирования социальных, коммуникативных, интеллектуальных компетенций применила метод проектов: исследовательский, творческий, игровой. Обучение выстраиваю как увлекательную, проблемно-игровую деятельность, обеспечивающую рост самостоятельности, активности и творчества детей. Мною совместно с детьми и родителями реализованы проекты: «Наш любимый детский сад», «Природа нашего села» (на основе прогулок-походов, «Магнетизм – что это такое» (экспериментирования, «Как помочь ветеранам и инвалидам» (беседы на нравственные темы). «Сделаем поздравления ветеранам». Дети придумывали сделать коллаж по-разному, выдвигали свои гипотезы, объединялись в группы, рисовали поздравительные открытки. «Семь чудес света» (исследовательский). Совместными действиями, своими умениями дети согласовывали и оказывали друг другу помощь, самостоятельно решали проблему. Были и например: по теме проекта: «Откуда в наш дом приходит вода», обобщаем с детьми знания о воде и её назначении в жизни человека. В процессе поисковой деятельности, дети ищут пути реализации проекта. Её решением стала прогулка на реку Туба. Дети наблюдали за течением реки, узнали, откуда река берет начало и куда впадает. Познакомились со зданием водоканала, откуда по трубе вода очищается и подаётся в котельную. Итогом проекта стали выводы детей и экспериментирование с водой, исследования воды. Последний этап – презентация проекта. Проводим игры – викторины о воде.
Следующей прогулкой к реке послужила встреча с птицами весной и тема нашего похода стала: «В гости к стрижам». А в ноябре, когда замерзла вода в реке, организовала прогулку – поход на тему: «Дети Матушки Водицы».
Стараюсь воспитывать доброе отношение ко всему, что нас окружает, способности детей воспринимать и оценивать прекрасное, радоваться красоте. С этой целью изготовила на участки детского сада поделки из различного материала. Украшенный участок вызывает у детей эмоциональные чувства, желание идти на прогулку, увидеть что-то новое, оценить.
Одной из форм двигательной активности детей в режиме дня являются прогулки. Основное их назначение – активный отдых, а так же закрепление двигательных качеств. Я, считаю, что прогулка – это самое благоприятное время для реализации потребности детей в движениях, а закаливание воздухом имеет общеукрепляющее и оздоровительное значение. Кроме прогулок, организую экскурсии и прогулки-походы, в ходе которых развиваются физические качества в естественных условиях, такие как: сила, быстрота, гибкость и выносливость. Так же развиваются любознательность, инициатива, трудолюбие, самостоятельность, дружеское отношение друг другу, ориентирование на местности. Для повышения выносливости и как закаливающее мероприятие, использую бег, чередуя его с ходьбой змейкой, вокруг деревьев, прыжки, дыхательную гимнастику.
Природа привлекает детей своим разнообразием, красочностью. Она оставляет в детской душе впечатления на всю жизнь. Учитывая, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и оздоровительная деятельность, я разработала на каждый месяц систему прогулок-походов, как на участке детского сада, так и за его пределами. Для детей создана такая развивающая среда, которая помогает ребёнку познавать окружающий мир на образовательной деятельности, досугах и походах.
Прогулки-походы - это ходьба на определённое расстояние. На каждую прогулку ставится цель. Ведётся предварительная работа с детьми. Перед тем, как отправиться в поход, дети на участке получают информацию о теме и цели похода. Берётся необходимый материал. Стараюсь привлекать родителей.
Детям очень нравятся такие прогулки. В них включены различные преодоления препятствий, разминки, игры, эстафеты. Во время привала дети играют в спокойные игры, отгадывают загадки, читают стихи, знакомятся с деревьями, птицами, насекомыми, делают имитационные движения, подражая им. Такие мероприятия проходят раз в месяц. С помощью них я с детьми веду календарь, где прослеживаются наблюдения за сезонными изменениями природы, делаю выставки рисунков, поделок, оценивая красоту природы, изготавливаю кормушки, скворечники для птиц, привлекая родителей.