Юлия Розина
Педагогическая поддержка игры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что предполагает педагогическая поддержка?
Педагогическая поддержка представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей и направляет его развитие, а ребенок – ориентируясь на поддержку взрослого достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, осознает свое место в мире и строит систему коммуникаций в нем.
Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности
Темочки:
Педагогическая поддержка детей, по О. С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка.
Цель поддержки – это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах ДОУ.
Основными задачами педагогической поддержки выступают:
-помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;
-поддержка в ходе самоанализа, работа над собой;
-помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.
Четыре тактики педагогической поддержки (по О. С. Газману): “защита”, “помощь”, “содействие” и “взаимодействие”. Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.
Тактика “помощи” рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо “узнать вкус успеха”.
Кредо тактики “содействия”: “Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!”.
Главные условия :
- ребёнок объективно субъективно не является “жертвой обстоятельств”;
- у него достаточно стабильное эмоциональное состояние;
- его самооценка не занижена
Кредо тактики взаимодействия: “Договор – это испытание свободой и ответственностью».
Дети ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться “самими собой”, уважая и признавая их самостоятельность.
Поддержка только тогда будет нормой педагогической деятельности, когда педагог окажется человеком небезразличным к жизненным проблемам ребенка, не только готовым подставить свое плечо для опоры, но и профессионально владеющим средствами «выращивания» в ребенке способностей находить опору в самом себе (С. М. Юсорин).
Ребенок должен научиться не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем:
- как и почему возникла эта проблема;
- что он хочет, чтобы появилось в результате его действий; насколько это реально;
- что он может сделать в осуществлении желаемого; что ему мешает, как справиться с этой помехой;
- как отразится то, что он задумал на других людях, которые вовлечены в эту ситуацию и т. п.
Педагогическая поддержка определяется как гуманная приоритетная технология личностного развития ребенка
•технология педагогической поддержки стимулирует игровую активность ребенка, ориентирована на проявление заботы к ребенку, на становление его интересов, потребностей, отношений;
•теоретически обоснована модель игрового пространства как среды развития игры детей;
•принципы гуманизма, педагогического оптимизма, сотрудничества, ориентации на успешность каждого ребенка в коммуникациях определяют проектирование игрового пространства ДОУ;
•игровое пространство наполнено содержанием и сюжетами игр, отражающих образцы поведения героев, характер их коммуникаций, проявленных нравственных ценностей и норм поведения;
Позиция педагога в реализации технологии педагогической поддержки состоит в оказании своевременной индивидуальной помощи каждому ребенку с учетом его личностной проблемы, типа темперамента, характера отношений в конфликтных ситуациях, уровня развития коммуникаций. Эффективность технологии педагогической поддержки развития игровой деятельности детей дошкольного возраста определяется ее индивидуальной направленностью и спецификой применения в дошкольном возрасте.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно быть направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества у ребенка.
По мнению Т. И. Бабаевой педагогическое сопровождение игры со стороны воспитателя представляет собой сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает как непосредственное игровое взаимодействие, так и наблюдение за его игровым поведением, изучение возможностей его развития.
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе, вступает во взаимодействие с окружением, людьми, природой. Все что он наблюдает, впитывает в себя, находит отражение в его свободных, самостоятельных играх.
Очень важно не руководить игрой малышей, а осуществлять ее поддержку и сопровождение, обогащая жизненный опыт детей, а при необходимости участвовать в игре на правах полноценного партнера.