Наталья Рукосуева
Педагогическая находка «Социо-игровые приемы и упражнения как средство развития коммуникативных навыков детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка, «Социо-игровые приемы и упражнения, как средство развития коммуникативных навыков детей»
Каждый день ко мне в группу детского сада приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые, но всех их объединяет одно: они все меньше и меньше общаются друг с другом, с взрослыми. Их интересы однообразны: машинки, куклы, игровые планшеты, телефон.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Мне хочется видеть своих детей инициативными, коммуникабельными, самостоятельными, общительными, любознательными.
Достичь этих результатов, мне помогает моя педагогическая находка, которую я активно применяю в своей педагогической деятельности – Социо-игровые приемы и упражнения
Общение является сквозным механизмом развития ребенка.
СИТ – это развитие ребенка в общения со сверстниками, которая
способствует:
-реализации потребности детей в движении;
сохранению их психического здоровья;
формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
Я выбрала для себя следующую цель: формирование коммуникативных навыков дошкольников в игре.
И обозначила следующие задачи.
развивать игровые умения детей с использованием социо-игровых приемов;
создать условия для возникновения ровеснических отношений;
способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, инициативности, творчества;
воспитать у детей умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками
В рамках социо-игрового подхода общение детей организую в три этапа.
На самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
На втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
На третьем этапе общения – это педагогическое средство, т. е. через общение обучаются дошкольники.
При реализации этих этапов соблюдаю золотые правила СИТ:
1) Работа в малых группах (группы ровесников)
2) Смена лидерства (мнение всей группы выражает лидер группы)
3) Обучение сочетается с двигательной активностью, сиеной мизансцен.
4) Смена темпа и ритма (можно с помощью обычных часов)
5) ориентация на принцип полифонии.
Создала картотеку социо-игровых приемов и использую ее в своей образовательной деятельности. (я опиралась на классификацию игр социо-игровой направленности, предложенной авторами СИТ - Е. Е. Шулешко, А. П, Ершова, В. М. Букатов).Эти игры можно условно разделить на несколько групп. (в зависимости от задач, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
Игры для рабочего настроя использую с целью пробудить интерес детей друг к другу, для создания положительного психологического настроя, чтобы настроиться на совместную деятельность, чтобы обеспечить общее внимание. Это такие игры, встань по пальцам, волшебная палочка, бытовые механизмы, летает-не летает и другие.
Игры-разминки. Эти игры я использую для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому (воробьи и вороны, встань по пальцам, руки-ноги).
Игры социо-игрового приобщения к делу - использую в процессе усвоения или закрепления учебного материала. (если дети учатся что-то различать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий). (рассказ-рисунок о том, что вижу, живая буква). Игры творческого самоутверждения –использую для достижения художественно-исполнительского результата действия. (детские стихи по ролям, животные, по правде и понарошку и другие). Игры вольные - использую на прогулке, в свободной игровой деятельности, поскольку
они включают в себя игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения.
Все эти игры я использую во всех видах деятельности в течение дня.
В своей деятельности приемы СИТ системно использую как в специально организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращение ее в коллективную.
Также создаю условия для развития приятельских отношений между детьми, формирование в них нового состояния – состояния ровестничества.
В практической работе с использованием СИ технологии на каждом шагу возникают микро группы. (Особенность жизни детей в микро группах- умение их свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда нужно. Традиции дружественности и доверия, помогают избавится от комплексов – нерешительный и стеснительный ребенок может сам побывать в роли лидера, а лидер, в хорошем смысле утрачивает лидерство – теряет рычаги управления и давления среди подобных ему детей.). Способы организации микро группы весьма разнообразны и усложняются от возраста к возрасту. Количественный состав также зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Прием работы в малых группах я стала использовать со 2 младшей группы. Дети объединялись за одним столом или парами с помощью разрезных картинок, учила находить что-то одинаковое в одежде. Затем старалась привлечь внимание одной подгруппы к другой. (одна подгруппа прыгала как зайчики, другая им подхлопывала). В младшем возрасте начали играть в игру «Человек человеку» (рука к руке, колен к колену.) Когда я увидела, что дети начинают взаимодействовать, общаться, договариваться (средняя группа).стала использовать более разнообразные способы деления объединения в группы (картинки с изображением времен года, дикие и домашние животные). Дети вначале года парами, а в конце втроем-вчетвером делали какую-то общую работу: лепили, рисовали, строили. Дети подходили в гости к детям других столов. Я учила слышать себя и товарищей довольно успешно (спрашивала, вы готовы слушать. Саша говорит мне или вам? Пробовали играть в игру животные.
В старшей группе продолжала работу по умению вслушиваться в речь взрослого, друзей, учились говорить громко, для всех. Начала использовать прием с посыльными от команд, которым надо запомнить задание от воспитателя и донести до «своих». Дети стали пробовать взглядом находить друзей, объединяться в компании по цвету глаз, фрагментам сказок.
В подготовительной к школе группе старалась удерживать условия, при которых общение приобретает деловой характер. Снимала с себя судейство и передавала его детям. Я старалась быть равноправным партнером по игре, как все дети: выдумщица, организатор, дела которого направлены на развитие общения, добрых отношений между детьми.
Одним из условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей в соответствии с требованием ФГОС ДОО – является увлечение родителей в образовательный процесс.
Мною используются разные формы взаимодействия с родителями:
С целью сплочения детско-родительских отношений привлекаю родителей к участию в праздниках, развлечениях, разработки и реализации проектов, использую практику –гость-группы (игры-встречи).
Дети учатся общаться не только со своими родителями, но и с другими взрослыми.
Внедрение социо-игрового подхода в коммуникативном развитии дошкольника способствует успешному формированию у детей навыков слаженной работы таких, как умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому, а также способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности и творчества. Обеспечивает в дальнейшем формирование предпосылок к учебной деятельности, что соответствует п. 4.7. ФГОС ДОО.
Таким образом систематическая целенаправленная работа с использованием социо-игрового подхода (технологии) эффективна в развитии коммуникативных навыков у дошкольников.