Ванчикова Мария Тумуровна
Конспект занятия «Вместе дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»»
«Педагогическая находка».
Методическая разработка на тему:
«Вместе дружная семья»
(по приобщению к национальным истокам русского и бурятского народов).
Автор: Ванчикова М. Т.
2019 год.
Цель: формировать ценностные представления о Забайкальском крае, как многонациональной земле.
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект занятия „Вместе дружная семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие» : обогащение знаний детей об обычаях, традициях русского и бурятского народов.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Воспитание уважения к людям разных национальностей, развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи.
Образовательная область «Речевое развитие» :
обогащение словаря детей новыми словами: дэгэл, гутал, дэнзэ, Сагаалган.
Образовательная область «Художественное творчество» : приобщение к национальному искусству русского и бурятского народов, развивитие умений выразительно выполнять движения под музыку, синхронно двигаться в танце. Приобщение к музыкальному искусству народов в Забайкальском крае.
Предварительная работа:
• разучивание пословиц и поговорок о трудолюбии и труде;
• Разучивание народных игр русского и бурятского народов;
• Рассматривание народных орнаментов;
• Разучивание стихов о Забайкальском крае;
• Рассматривание жилья бурятов и русских, национальных костюмов.
Ход:
В группу входят дети. Их встречает мама – русская, и мама бурятка в национальных костюмах. В руках у русской мамы хлеб и соль, у мамы -бурятки пиала с молоком. Рядом с ними стоят дети.
Русская мама (С поклоном) :
Мир Вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую желанную
Приготовили для вас!
Хлеб да соль! (Дети кланяются вместе с мамой)
Мама- бурятка :
Гостеприимен мой народ бурятский
И гостю он знаком иль не знаком,
Повсюду, где горит огонь очажный,
он преподносит чашу с молоком!
Воспитатель: По обычаю бурятского народа нужно проявить уважение к старшим. Младший первым протягивает навстречу старшему руки вверх ладонями. Старший отвечал, касаясь их протянутыми вниз ладонями рук. И мы попробует так поздороваться. (Здороваются)
Пожелаем нашим гостям всего самого наилучшего и просим занять почетные места.
Воспитатель: В нашей встрече принимают участие мамы: мама Евгении Курбатовой – Анна Доржиевна и мама Алины Сандаковой – Саяна Владимировна. Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по нашей Родине.
Страна, в которой мы живем очень большая. Как она называется? Правильно, Россия. Покажите её на карте. (показывают).
- Назовите столицу нашей родины - России. (Москва).
- Ребята, а как называется край, в котором мы с вами живём? Правильно, Забайкальский, покажите его на карте.
- А вы знаете какие народы населяют наш край. (Русские, Буряты, Украинцы, Татары, Армяне, Азербайджанцы, Киргизы, Белорусы, Узбеки, Эвенки)
-Красив наш край в любое время года и об этом нам расскажет Аюша Бадмаев.
Цвет багула, рассвет над рекой,
Храм и улицы с детства знакомые,
И туман над рекой Ингодой –
Всей душою любимая Родина.
Все, что будет – зависит от нас,
Все, что было – храним мы с любовью,
Жить, любить, побеждать и мечтать
Будем мы в нашем крае суровом.
Забайкалье – мы дети твои,
Песня в сердце звучит – Забайкалье!
Пусть не гаснут зажженные в сердце огни,
Всех вокруг и всегда согревая
Воспитатель: Мы приглашаем вас окунуться в атмосферу далёкой старины русского и бурятского народа. Вы узнаете, как они жили, чем занимались, какие были их обычаи.
Давайте подойдём к макетам жилища и рассмотрим их.
- Жильём для бурят была. юрта. Из чего была сделана юрта? (Из деревянных жердей - палок, которые соединяли между собой и покрывали войлоком)
- Чем же обогревалась юрта? (посередине юрты был очаг, где разжигали огонь, который обогревал юрту)
Мама бурятка: Юрта – лучшее жильё, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. Западная сторона считается мужской стороной. Здесь принимали гостей, хранили оружие, конскую сбрую.
Восточная сторона – женская часть юрты. Здесь размещались предметы, относящиеся к женскому труду. Самой почитаемой считалась северная сторона, напротив входа. Здесь же находилось место для встречи и угощения почетных гостей.
Буряты почитают, уважают огонь, при переезде они не бросали огонь на старом месте, а переносили его на новое место.
Воспитатель: Жильём у русского народа была. ?
- Из чего её строили? (из брёвен, дерева)
Чем обогревалась изба? (печью) Для чего ещё служила печь? (В печи готовили еду, пекли хлеб, сушили грибы, ягоды, а ещё на ней устраивали спальное место)
Русская мама: В каждой избе была печь - матушка, печь - кормилица. Она не только согревала помещение, но и была источником света. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. И если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали в новую печь (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: У каждого народа есть свой национальный костюм. Посмотрите на наших мамочек. Из чего состоит костюм русской женщины? (рубаха, сарафан, кокошник, сапоги).
Мама русская добавляет:
Женщины носили такой головной убор, который закрывал все волосы.
Девушки носили ободки, различные кокошники, не закрывая волосы.
Воспитатель: - А русский мужской костюм из чего состоит? (Рубаха, штаны, кожаные сапоги, кепка, пояс)
Мама бурятка: верхняя одежда бурят называется дэгэл.
-Посмотрите, на что она похожа? (ответы детей). Дэгэл - похож на халат, с запахом на правую сторону, с пуговицами, мужской дэгэл подпоясывался длинным кушаком, на котором подвешивали нож в ножнах и огниво.
- Как вы думаете, для чего они нужны? (разводить огонь, отрезать пищу, для безопасности). Бурятская обувь называется гутал, шили из кожи. носки сапог загнуты вверх, как вы думаете, почему? (Чтобы не споткнутся на ровном месте и не обидеть землю.)
Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - дэнзэ, оно символизирует солнце, красная кисточка обозначает солнечные лучи.
Воспитатель: У каждого народа есть свои праздники и обычаи.
Новый год - любимый праздник для всех от мала до велика.
Как же готовится русский народ к этому празднику? (Наряжают елку, собираются за праздничным столом, загадывают желания, поздравляют друг друга, дарят подарки)
Что такое Новый год? (читает ребенок) Автор: Е. Михайлова
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
русская мама
Предлагаю вам сыграть в русскую народную игру «Заря-заряница»
Быстро за руки беритесь,
В хоровод все становитесь!
Проводится игра "Заря - заряница"(по типу "Гори - гори, ясно")
(Описание игры) Дети двигаются по кругу и поют:
Заря - заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца золотые.
Далее Заря кладё т свой платочек на плечо игроку в хороводе и говорит: "За водой пошла" Все игроки хором говорят:
Раз! Два! Три! Не воронь!
А беги, как огонь!
На эти слова Заряница и ребёнок. которому она положила платочек на плечо бегут в разные стороны, оббегая круг. кто быстрее оббежит круг и встанет на свободное место, тот остаётся в хороводе. Тот, кто не успел - становится Заряницей. (проводится 2 раза, дети садятся на стульчики)
Воспитатель: У бурят новый год называется Сагаалган или приход белого месяца.
- Когда буряты отмечают этот праздник? (в феврале)
- А почему в феврале? (праздник означает приход весны)
- А вы знаете, как празднуют его? (готовят белую молочную пищу, поют песни, исполняют народные танцы, ходят друг к другу в гости, и дарят подарки).
(Ребенок)
В феврале морозный ветер
Вьюжный воет, кружит снег
Выплыл в небо белый месяц,
Его просит человек:
Белый месяц, белый месяц,
Озари планету ярче,
Чтобы радовалось сердце
И здоровье стало крепче.
Белый месяц, белый месяц,
Подари нам доброты,
Чтобы в мире и согласье,
Лучше краше жили мы.
Воспитатель: Предлагаю сыграть в бурятскую народную игру "Перегони скот". Нужно разделиться на две команды. Каждой команде дается ракетка.
- Берете ракетку за ручку и перегоняете шары (овцы) на пастбище, не допуская потерь. (дети по очереди, передавая друг другу ракетку, загоняют воздушные шары в загон из модулей). На эти слова Заряница и ребёнок. которому она положила платочек на плечо бегут в разные стороны, оббегая круг. кто быстрее оббежит круг и встанет на свободное место, тот остаётся в хороводе. Тот, кто не успел - становится Заряницей.
Бурятская мама:
Крики, смех, шумит народ
скакуны летят вперёд
Вышли даже старики
поглядеть из под руки
Как наездники несутся
По степи вперегонки.
Предлагаю вам сыграть в игру "Наездники". Нужно разделиться на две команды и проскакать на "лошади" (деревянная, не уронить кегли.
Воспитатель: Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Вы непохожие и разнокожие,
Русоволосые и кареглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные
Все дружные и это главное.
Предлагаю вам станцевать "Танец дружбы" (дети танцуют)
После танца все хором:
Пожелаем родимой земле,
солнца, мира и счастья навек.
чтоб у всех было все на столе,
и был счастлив любой человек.
Слава нашей старине!
Слава Забайкальской стороне!
Воспитатель и мамы угощают детей леденцами и белой пищей.