Токарева Любовь Витальевна
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Подсолнух — цветок солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Подсолнух – цветок солнца"
Подготовительная группа
Цель: Расширять и закреплять знания детей о подсолнечнике.
Задачи:
1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Подсолнух — цветок солнца“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подсолнух. Все о подсолнухах для детей
- Подсолнух. Конспекты занятий
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Расширять представление детей о подсолнухе, как символе солнца и подсолнечнике, как о растении, из которого производят продукцию: подсолнечное масло.
- Познакомить детей с историей создания подсолнечного масла, со способами его изготовления.
- Познакомить с новым понятием «тюря»
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
-Закрепить умение использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики подсолнечника.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
- Обогащать словарный запас детей: подсолнечник, подсолнечное масло, медоносное растение, декоративное растение.
3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
-Закрепить умение согласовывать свои движения с музыкой
4. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Расширять диапазон двигательной активности детей.
- Упражнять в развитии координации движений.
-Обогащать двигательный опыт детей.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Художественно - эстетическое развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие.
Здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, музыкотерапия.
Оборудование и материалы:
- Мультимедийная установка с экраном
- Музыкальный центр
- 6 столов для экспериментирования
- Для экспериментирования – 12 стаканчиков с водой, 12 стаканчиков с подсолнечным маслом, 12 тарелочек с халвой и казинаками, пипетки, салфетки влажные.
- 12 фартуков, 12 чепчиков, 12 нарукавников
- шапочка- солнышко
-кулёк с семечками.
- жареные семечки.
- казинаки, халва.
- цветы подсолнуха для танца
- корзинка со сладостями
-схемы зарисовки опытов
- мольберт
- Ингредиенты для приготовления салата (бутылка подсолнечного масла, хлеб, чеснок, соль, лук, ложки, тарелки).
Место проведения: Музыкальный зал ДОУ.
Ход занятия.
В зал заходят казак с казачкой.
Аксинья: Григорий, как же все таки на улице холодно, посмотри как замерзли мои руки
Григорий: Говорил я тебе, одевайся теплее.
Аксинья: Не думала я, что будет так сложно найти детский сад, наверное опять пришли не потому адресу.
Григорий: Смотри, Аксинья, казачата сидят, давай у них спросим.
Григорий и Аксинья: Здорово ночевали (Слава богу)
Аксинья: Ребята, в какой мы детский сад попали? (Светлячок)
Аксинья: Ну, слава Богу, нашли вас. Слыхали мы, вы народ веселый, радушный, любознательный. Скучно нам дома стало, не с кем погутарить за жизнь, пошутить, вот и пришли к вам в гости. А в гости принято ходить не с пустыми руками, вот и мы принесли кое - что для вас. Но чтобы увидеть, нужно отгадать загадки.
1. С ароматом подсолнечника
Сладость к чаю хороша
Очень вкусная, рассыпчатая
И полезная …. (халва)
2. Семечки в сладком грильяже живут,
С аппетитом казачата их жуют. (казинаки)
После каждой загадки доставать продукт
Аксинья: Ребята, из семян какого растения делают халву, козинаки?
Дети: Из семян подсолнечника.
Григорий: Ох, как интересно. Сяду в стороночке, послушаю, посторожу пока корзинку.
Показ слайда (Подсолнечник)
Аксинья: Ребята, а что вы знаете об этом растении?
Дети: Его называют солнечным цветком, так как он растет и смотрит на солнышко все лето. И поворачивает шляпку свою за солнышком.
Дети: Лепестки похожи на лучи солнца. Когда смотришь на него, сразу вспоминаешь лето, становится радостно и тепло. Оно большое и цветом такое же как солнце.
Показ слайда (Поле подсолнуха)
Аксинья: И правда, какая красота. Целое поле подсолнечника. Смотришь и не можешь налюбоваться красотой. Сразу поднимается настроение и вспоминается о лете.
А у казаков подсолнух считался не только символом семьи, но символом крепкого здоровья.
Раньше каждая казачья семья сажала у себя во дворе подсолнечник и для красоты и для пользы.
Аксинья: Ребята, есть даже в народе пословицы и поговорки о подсолнухе.
1. Подсолнух очень умное растение, за солнцем следует с почтением.
2. Подсолнухи – спутники солнца.
Аксинья: Давайте вместе с вами повторим, и вы запомните эти пословицы.
Дети повторяют пословицы
Аксинья: Какие молодцы! Как много вы знаете. Но есть еще что то ценное и полезное, что делают из подсолнечника. И чтобы узнать нам нужно отправиться в казачью лабораторию «Подсолнушек». Для этого нам нужно одеть специальную форму одежды, потому что в лабораторию в повседневной одежде заходить нельзя.
Дети и воспитатель одевают фартуки, чепчики, нарукавники.
Аксинья:А вот и наша лаборатория, проходите, пожалуйста.
Дети садятся на стульчики
Аксинья: Ребята посмотрите перед вами стоят на столе уже знакомые вам халва и козинаки. Скажите, а почему вы думаете, что их делают из подсолнечника? Давайте их рассмотрим.
Дети: В козинаках видны очищенные семена подсолнечника, а халва пахнет жареными семечками.
Аксинья: Ребята, а что у меня в руках?
Дети: подсолнечное масло
Аксинья:А как вы думаете, как же из этих семечек получают
подсолнечное масло?
Дети: Семечки давят и получают масло.
Аксинья: А что бы узнать мы с вами проведем опыт с семечками.
Опыт № 1
Аксинья: Берем лист бумаги, сгибаем пополам, разворачиваем
лист, кладем на одну половину листа семечки, закрываем. Берем брусок и
надавливающими движениями катаем по листу бумаги. (после объяснения дети повторяют за воспитателем) Смотрим, что мы видим. На листе появилось жирное пятно. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Из семечек подсолнечника получается подсолнечное масло.
Аксинья: Давайте покажем это на экспериментальной доске.
Зарисовка на мольберте
Воспитатель : А хотите, я вам расскажу, кто придумал из семечек масло добывать?
Показ слайда (История про Бокарева)
Жил-был давным- давно Даниил Семёнович Бокарев. Шёл он как-то по улице и увидел подсолнечник, внутри него были семечки. Сорвал его Даниил и начал есть семечки. А вкус у семечек был приятно - маслянистый. И пока он ел семечки, родилась у него мысль о получении из семечек масла. Насадил он у себя в огороде много подсолнечников, а в конце лета аккуратно срезал шляпки и выбил из них семечки. К этому времени Даниил сделал приспособление, он взял пень, сбоку в нём выдолбил квадратную нишу. Внизу этой ниши выбрал гнездо, куда закладывал порции высушенных семечек. В гнездо вставлялся деревянный колышек. И при помощи двух клиньев забиваемых молотком, цилиндр в гнезде давил на семечки. По желобку стекала густая светло-коричневая жидкость. Крепостной крестьянин Д. С. Бокарев обнаружил в семенах подсолнечника высокое содержание полезной для питания маслянистой жидкости. Ему первому удалось добыть из этого семени янтарного цвета продукт, который мы сегодня называем подсолнечным маслом.
Аксинья: Ребята, а как используют подсолнечное масло?
Дети: Подсолнечное масло используют для приготовления салатов и жарки мяса, рыбы, добавляют в пищу, им смазывают противни для выпечки.
Показ слайда (Мясные, рыбные блюда, салат, выпечка)
Аксинья: А зачем используют подсолнечное масло для изготовления салатов?
Дети: Оно вкусное и полезное. В подсолнечном масле содержится много витаминов и жирных кислот полезных для здоровья.
Аксинья: Ребята, как вы думаете, что остается, после того, как выдавят масло с семечек? (Ответы детей)
Аксинья: А получив подсолнечное масло, куда девают отходы?
Дети: Отходы используют для производства кормов животным и кормовые дрожжи.
А еще макуху – казаки использовали её для подкормки рыбы на рыбалке.
Показ слайда (корм для животных, макуха)
Аксинья: А еще подсолнух используют как лекарство при повышенной температуре и лечении других заболеваний.
Аксинья: Молодцы! Сколько полезного мы с вами узнали.
Аксинья: Чтобы продолжить наше исследование, нам необходимо немножечко размяться и поиграть. Все очень просто, я буду говорить и показывать, а вы будете повторять за мной.
Динамическая пауза «Желтый подсолнух»
Желтое солнце на землю глядит,
(Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх)
Желтый подсолнух за солнцем следит.
(С поворотом слава направо нарисовать поднятыми руками дугу)
Только желтые лучи у него не горячи.
(Наклоны головы к левому-правому плечу)
Он растет на длинной ножке
(Руки вдоль туловища, встать на носки)
С лепесточками, как рожки,
(Развести руки в стороны и немного вверх)
Голова его крупна, черных семечек полна.
(Соединить над головой округленные руки)
Опыт № 2.
Аксинья: Продолжим наше исследование и узнаем о свойствах подсолнечного масла.
Аксинья: На столе стоят два стакана с жидкостью. (1-с водой, 2-подсол. масло)
Определите, в каком стакане, находится растительное масло?
Аксинья: Как вы это определили?
Дети: Мы определили по цвету.
Аксинья: Вывод: растительное масло имеет цвет. Зарисовка на мольберте
Опыт № 3.
Аксинья: Ребята, мы можем с закрытыми глазами определить, где
вода, а где масло? Мы сейчас это и проверим. (Имя ребенка, подойди ко мне,
завязываем глаза, понюхай один стаканчик и другой стаканчик с жидкостью.
Определи, в каком стакане масло? В первом или во втором? Как ты это
определил.
Ребенок отвечает.
Аксинья: Ребята, понюхайте, правда, приятный запах? Чем пахнет
Дети: Семечками.
Аксинья: вывод: растительное масло имеет запах. Зарисовка на мольберте
Опыт № 4.
Аксинья: А сейчас мы проведем еще один опыт. Для этого
возьмите стаканчики с водой, берем пипетку, набираем в пипетку масла,
капнем в стакан с водой. Что мы видим? А если мы размешаем масло
ложкой, масло утонет?
Дети: Масло осталось на поверхности воды.
Аксинья: Вывод: масло не «тонет» в воде, а плавает на поверхности
большой каплей. Оно легче воды. Зарисовка на мольберте
Аксинья: Ребята, вот сколько много мы узнали о подсолнечнике. Давайте вспомним наши зарисовки и повторим.
Дети: Из подсолнечника получают подсолнечное масло, он имеет цвет, запах, легче воды.
Аксинья: Молодцы. Хорошо поработали. Пора и отдохнуть. Ребята, выходите ко мне, представим, что вы подсолнушки, а я ваше солнышко. А вы знаете, что подсолнушки всегда следуют за солнышком. Вот и вы сейчас будете повторять за мной, что я буду делать, то и вы
Танец с подсолнухами
Пока играют ставят стол с ингредиентами.
Аксинья: Молодцы, ребята! Хорошо повеселились. И наверное проголодались?
Расскажите-ка мне, пожалуйста, а какие блюда готовят вам ваши родители на подсолнечном масле?
Ответы детей
Аксинья: А хотите ребята, мы с вами, приготовим блюдо, которое очень любят казаки, оно называется - тюря. Это очень вкусная, простая и здоровая пища! Посмотрите, что у меня стоит на столе?
Дети. Бутылка с подсолнечным маслом, нарезанные кубиками корки хлеба, чеснок, соль, зеленый лук. Это продукты, из которых делают тюрю.
Аксинья: Как вы считаете, продукты, входящие в тюрю и правда, полезные?
Дети. Да. Чеснок - богат витаминами, хлеб - углеводами полезными для роста, а масло полезно для кишечника и это источник витамина А – отвечающий за рост организма и зрение.
Аксинья: Правильно ребята, вот поэтому наши казаки такие сильные и здоровые.
Аксинья: Что же нужно сделать, чтобы приготовить наше блюдо?
Дети. К ржаному хлебу добавить чеснок, зеленый лук, посолить и заправить подсолнечным маслом. Все перемешать.
Аксинья: Хорошо. Но девочки будут готовить со мной, а мальчики с Григорием. А в конце мы испробуем нашу тюрю.
Готовят под музыку.
Аксинья: Тюря готова. А так как мы с вами хозяюшки, давайте угостим наших гостей.
Аксинья: Искушайте, гости дорогие, лакомство казаков.
Дети угощают гостей
Аксинья: Какие ребята-казачата, приготовили настоящее казачье блюдо.
А ну, Григорий, неси корзину с подарками.
Григорий: Тут подарочки для всех: и для казачат, и для гостей дорогих
Аксинья: Поджаренные семена подсолнечника для гостей,
Григорий: Примите, гости, в дар от нас кулечек жареных ароматных семечек. (раздает)
Аксинья: Сырые семечки для птиц. Вы пойдете на прогулку и покормите птиц. А они будут охранять наши леса, сады, будут уничтожать вредных насекомых. (раздает)
Аксинья: Ну а ароматная халва и козинаки нашим казачатам к чаю, в благодарность за проведенное хорошо время и за теплый прием. (отдаю в руки)
Григорий: Без подарков никто не остался? Позвольте мне вас проводить и посмотреть вашу группу.
Аксинья: Спасибо вам, ребята! До новых встреч!