Марина Черновол
Педагогическая культура родителей в воспитании детей на основе семейных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
«В педагогическом энциклопедическом словаре» понятие культуры определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
А что же такое педагогическая культура родителей? В словаре «Семейное воспитание» мы читаем, что педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Преобразования, происходящие в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей. Обучение родителей – это деятельность общественных структур с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье, в оказании им помощи в организации самообразования, формирования воспитательных навыков и умений.
Публикация «Педагогическая культура родителей в воспитании детей на основе семейных традиций» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Содержание педагогической культуры имеет следующие аспекты: элементарные знания по психологии, физиологии детей, медицине, праву; педагогические знания и умения, приемы общения, ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения. Отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно сказывается и на развитии ребенка, и на уровне его воспитанности.
Просветительская деятельность в нашем детском саду осуществляется на родительских собраниях, консультациях, на заседаниях клуба молодой семьи «Улыбка», а также посредством наглядной информации.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье формируются отношения ребенка к внешнему миру, он получает опыт моральных норм поведения. В настоящее время возрастает интерес к традициям семейного воспитания и к национальным традициям. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и стем, что становится все более очевидным, что человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение, поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей того общества, которое его окружало с первого дня жизни. Что же такое семейные традиции? Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Все, что происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Поэтому нужно всем участникам педагогического процесса (и воспитателям и родителям) проводить как можно больше времени с детьми, учить их собственными положительными примерами. На фото вы видите взаимодействие педагогов нашего детского сада с семьями воспитанников с целью повышения педагогической культуры родителей в воспитании детей на основе семейных традиций.
На родительских собраниях родители получают обязательный минимум знаний по педагогике, психологии, то есть повышают свою педагогическую культуру. Темы собраний разнообразны: «Правовое воспитание», «Играют дети – играем вместе», «Готовимся к школе вместе» и другие.
На заседаниях клуба молодой семьи «Улыбка» родители получают практические знания и умения, например, как, правильно построить общение с ребенком, как сохранить психическое здоровье своего ребенка. Проводим мастер-классы для родителей, чтобы они смогли применить эти умения при организации деятельности ребенка дома. Эти встречи полезны и тем, что родители делятся своим опытом семейного воспитания, семейных традиций.
Привлекаем родителей к участию в праздниках, где они тоже делятся опытом семейного воспитания. Вот, например, три поколения семьи Т. Присутствуют на празднике, посвященном Дню Матери и рассказывают о своих семейных традициях.
Народные праздники являются хорошей традиций. Погружение детей в фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, а также посещение памятных мест.
Разнообразнее становятся традиции досуга. Все охотнее родители участвуют в спортивных развлечениях, приобщают детей к здоровому образу жизни.
Педагоги пытаются помочь родителям возобновить несколько забытую семейную традицию – чтение в кругу семьи. Посещение детьми библиотек и встречи с библиотекарем в детском саду.
Наряду с традиционными народными праздниками, у каждой семьи есть собственные, которые, принадлежат только этой семье, например, день рождения своего ребенка.
Родители охотно делятся опытом семейного воспитания, рассказывают о традициях своей семьи.
Выводы:
- Педагогическая культура родителей положительно влияет на весь уклад семейной жизни.
- Семейные традиции благоприятно влияют на воспитание детей.
- Только положительный пример родителей приобщает детей к тем или иным семейным традициям.