Наталья Емец
Педагогическая коррекция девиантного поведения детей в учебном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Важное место в жизни ребенка занимает школа. Здесь в ходе учебного процесса он познает мир,учиться читать и писать,изучает законы и явления природы и общества,усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность является ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей школьного возраста.
Однако,как свидетельствует статистика и научные исследования,большинство учащихся с девиантным поведением относятся к учебной деятельности равнодушно или отрицательно. Существует целый ряд причин такого отношения детей к учебной деятельности, среди которых можно выделить их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы,пробелы в знаниях,стойкая неуспеваемость.
Публикация «Педагогическая коррекция девиантного поведения детей в учебном процессе» размещена в разделах
Л. В. Славина,изучавшая проблему неуспеваемости детей в школе, выделяет следующие причины неуспеваемости школьников:
1)неправильное отношение к учению;
2)трудности в усвоении учебного материала,связанные с тем,что обычно называют отсутствием способностей;
3)неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы;
4)неумение трудиться;
5)отсутствие познавательных и учебных интересов.
Л. В. Савина отмечала,что при правильно организованном учебно-воспитательном процессе можно добиться успеваемости каждого ребенка,обучающегося в школе. Устранению неуспеваемости учащихся,по ее мнению,будет способствовать учет учителями индивидуальных особенностей своих учеников и осуществление индивидуальных особенностей своих учеников и осуществление индивидуального подхода,поскольку для разных детей в силу индивидуальных особенностей могут оказаться необходимыми совсем разные условия обучения и воспитания. Например,одни школьники требуют строгого контроля и руководства каждым этапом выполняемого ими задания,а на других такое руководство может оказать тормозящее влияние.
Ярко выраженными признаками неуспеваемости девиантных учащихся являются увеличение числа ошибок при выполнении обычных учебных заданий;расходование на них выше школьно-гигиенических норм времени;затруднения в выполнении школьных заданий и частое обращение за помощью;снижение интереса к школьным предметам и нежелание учиться;неблагополучие в межличностных отношениях (ученик-ученик,ученик-учитель,ученик-родитель).
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения детей в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей,мотивации учебной деятельности,состояние эмоционально-волевой сферы.
Диагностические исследования позволяют выявить взаимосвязь умственного развития детей и их отношения к учебе,взаимосвязь характера учебной деятельности школьника и отношения к ее результатам. Опираясь на результаты диагностики,строиться образовательно-коррекционная работа с девиантными детьми.
Устранение пробелов в знаниях осуществляется как на уроках,так и во внеурочной деятельности.