Файруза Люлина
Педагогическая концепция «Формирование математических представлений посредством логических игр и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.
Публикация «Педагогическая концепция „Формирование математических представлений посредством логических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Цель работы: создание условий, обеспечивающих положительную динамику развития математических представлений детей дошкольного возраста.
Развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности детей – основные задачи воспитателя и родителей, которые определены в ФГОС.
Исследования Анны Михайловны Леушиной, Татьяны Владимировны Тарунтаевой, и др. показывают, что поэтапное формирование математических представлений в дошкольном возрасте оказывает большое воздействие на различные стороны психической деятельности детей, содействует развитию восприятия и мышления, следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Любознательность, удивление новому– все это от природы присуще ребёнку-дошкольнику. Именно в этом возрасте ребенок активно познаёт мир, именно этот возраст – благоприятное время для развития базовых познавательных процессов, на фундаменте которых будет строиться дальнейшее образование ребёнка в школе.
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников использую
в своей работе логические игры и упражнения, направленные на развитие умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, систематизировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать, делать выводы. Например, такие упражнения «Сравни предметы между собой», «на нахождение закономерностей», «найди недостающую фигуру», «какая фигура лишняя».
В зависимости от педагогических задач, образовательную деятельность я провожу в различных формах :
- организованная совместная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; викторина; КВН, презентация, тематический досуг);
--Индивидуальная деятельность воспитателя с детьми; -Организованная самостоятельная деятельность детей; - Самостоятельная деятельность детей
Провожу такие игры, чтобы математические понятия дети усваивали в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, выполняя графические задания, упражнения по конструированию и моделированию. Все игры провожу в интеграции образовательных областей, тема недели объединяет сюжетом формирование элементарных математических представлений, конструирование и другие виды деятельности. Например, по теме недели «Фрукты» дети выполняют математические действия на предметах : яблоках, грушах, лимонах.
Использую сказочные сюжеты для освоения порядкового счета. Н-р, сказки Колобок" и "Репка «Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим?
- Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Задачи на смекалку различны по степени сложности. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом.
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Чтобы всем детям было интересно, им предлагаю проблемные ситуации достаточно высокого уровня. В ходе их разрешения опираюсь на наиболее подготовленных детей, но при этом нахожу такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Например - каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети.
Каждый ребенок хочет найти ответ задачки. Чтобы активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка, я предлагаю ответ сказать шепотом на ушко. Кто-то отвечает сразу, кто-то решает наглядным способом, некоторые дети загадывают дома родителям, ответ говорят на следующий день. Таким образом, создаю ситуацию «успеха». Ребенок уверен, что он сам справился.
Провожу такие игры, чтобы математические понятия дети усваивали в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, выполняя графические задания, упражнения по конструированию и моделированию. Все игры провожу в интеграции образовательных областей, тема недели объединяет сюжетом формирование элементарных математических представлений, конструирование и другие виды деятельности. Например, по теме недели «Фрукты» дети выполняют математические действия на предметах : яблоках, грушах, лимонах.
Использую сказочные сюжеты для освоения порядкового счета. Н-р, сказки Колобок" и "Репка «Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим?
- Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: достичь правильного решения. Задачи на смекалку различны по степени сложности. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом.
Каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Чтобы всем детям было интересно, им предлагаю проблемные ситуации достаточно высокого уровня. В ходе их разрешения опираюсь на наиболее подготовленных детей, но при этом нахожу такие компоненты ситуации, которые способны самостоятельно разрешить и другие дети. Например - каждый ребенок ощущает себя частью команды, которая увлечена общим делом. В результате в образовательный процесс включены все дети.
Каждый ребенок хочет найти ответ задачки. Чтобы активизировать мыслительную деятельность каждого ребенка, я предлагаю ответ сказать шепотом на ушко. Кто-то отвечает сразу, кто-то решает наглядным способом, некоторые дети загадывают дома родителям, ответ говорят на следующий день. Таким образом, создаю ситуацию «успеха». Ребенок уверен, что он сам справился.
Для формирования математических представлений детей в моей группе создана образовательная среда, доступная, открытая, мобильная, ориентирована на зону ближайшего развития ребёнка. Мы вместе с детьми оформили уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
Для того чтоб обеспечить активность детей использую систему авторских игр палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, танграм.
Игры на формирование пространственных представлений - моделирование на плоскости.
“Танграм” - геометрическая головоломка, изобретенная в Китае более 4000 лет назад.
Свою работу по этой игре строила поэтапно: На первом этапе предлагала детям простые задания, которые позволили ребятам освоиться с головоломкой и ее частями, научиться узнавать различные геометрические фигуры, входящие в “Танграм”. Особенность работы заключалась в том, что работа проходит по этапам: 2. Мы с детьми изготавливали пособие сами, разрезали на части квадрат, знакомились с частями- фигурами «волшебного квадрата» ,учились составлять квадрат. 3. свободное моделирование по желанию. 4. Моделирование по образцу, по схемекопирование. 5. Детям предлагалось изображение, где прорисованы фигуры. 6. Самыми сложными заданиями были задания, где я предлагаю задание – силуэт, где дети самостоятельно д путем проб, догадок составляют его из фигур. Чтобы заинтересовать детей работой с «волшебным квадратом», предлагаю разные игровые ситуации : например, расколдовать зверюшек, разморозить, спасти и т. д.
Палочки Кюизенера использую для формирования математических представлений по всем разделам. Организую с их помощью индивидуальную работу и по подгруппам. Предлагаю и логические задачи
Н-р: Расставь палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная рядом с желтой…
Блоки Дьенеша использую при организации совместной и самостоятельной деятельности. Я их использую с принципом наращивания сложности. В начале дети имели возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Затем дети научились выделять все 4 свойства.
В уголке математики есть игры выполненные своими руками: математический планшет, «Колумбово яйцо», математические пазлы, дидактическое пособие «паровозик» для закрепления порядкового счета.
Родители оказывают помощь в изготовлении пособий, игр. Родители изготовили пособия из бросового материала на поиск закономерностей «какая фигура следующая», связали кубики Никитина.
Провожу совместные праздники с математическим содержанием, провожу мастер-классы, консультации.
Большой интерес у детей и родителей вызывает работа на портале учи. ру, дети
в домашних условиях закрепляют знания вместе с родителями. Некоторые воспитанники группы получили дипломы об успешном прохождении курса по математике «подготовка к школе». В моей группе есть увлеченные дети, которые участвуют во всероссийских, дистанционных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места.
Таким образом, системно используя математические игры в работе с детьми, я наблюдаю положительную динамику развития и воспитания детей. У воспитанников сформирована мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности, умение работать в коллективе (получение совместного положительного результата в рабочей группе); Дети освоили умения по основным содержательным разделам;
Дети не боятся трудностей, предлагают и анализируют варианты решения проблем, отстаивают свою точку зрения;
Познавательные интересы и познавательные действия дети используют не только в математике, но и в других видах деятельности.