Ткаченко Ольга Юрьевна
Педагогическая концепция «Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Введение.
Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому, к любому ребенку: покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому. Нам, воспитателям, доверено самое дорогое – ДЕТИ! Слова В. А. Сухомлинского очень близки и понятны каждому педагогу. Основной целью, стоящей перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения.
Публикация «Педагогическая концепция „Фитотерапия как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Темочки
Дошкольное детство исключительно важный период, когда закладываются основы физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы оказывают негативное влияние на здоровье наших детей. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и данные разных исследований, которые показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в несколько раз. Среди хронической патологии дошкольников основное место занимают заболевания верхних дыхательных путей и пищеварительного тракта. Здоровье, как известно на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Усилия воспитателей детского сада сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно одной из задач ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Работа с детьми в нашем детском саду ведется по парциальной программе «Быть здоровыми хотим», разработанной коллективом ДОУ. Цель программы: обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение детей к своему здоровью, предупреждение психофизических нарушений у дошкольников.
Коллектив сотрудников целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Анализ используемой литературы показал, что в условиях инновационного процесса существуют современные подходы к развитию здоровой личности ребенка. В сферах инновационной деятельности в области культуры здоровья у воспитанников необходимо большое внимание уделять поиску новых организационных форм здоровьесберегающей работы в рамках реализации ФГОС ДОУ. Формирование культуры здоровья у воспитанников возможно при следующих организационных педагогических условиях :
• Сохранение индивидуальных приоритетов в создании собственной методики инновационно-образовательного процесса;
• Использование фитотерапии как средство формирования культуры здоровья личности.
Важной методикой в инновационно-образовательном процессе является организация фитотерапии. Она, на мой взгляд, эффективно влияет на формирование культуры здоровья воспитанников и решает проблему реабилитации в оздоровлении часто болеющих детей. Я считаю, что данная методика поможет в полной мере достичь поставленной цели: формирование культуры здоровья воспитанников, сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Новизна методики заключается в комбинации давно известных технологий здоровьесбережения, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического процесса.
Фитотерапия — это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. В данной области известны исследования З. С. Макаровой, Л. Г. Голубевой. Я изучила пособие «Фитотерапия и аромотерапия в дошкольных учреждениях», в котором подробно освещены вопросы организации фито- и ароматерапии в детских организованных коллективах. Оно посвящено основным принципам использования фито- и ароматерапии в детской практике. Определены дозы, способы введения, основные лекарственные формы растений, показания и противопоказания к применению у детей. В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины, выделенные синтетическим путём.
Основная часть
На основе изученной литературы мною, совместно с медсестрой была разработана методика применения фитотерапии, и предложен примерный план оздоровительных мероприятий, рекомендуемый для использования в подготовительной группе ДОУ.
Мероприятия, которые были проведены:
1. Консультация с медсестрой, врачом педиатром;
2. Анкетирование родителей по применению фитотерапии;
3. Знакомство с валеологией, фитотерапией :
• Консультации для родителей «Общие сведения о лекарственных растениях»; «Лекарственные растения в быту»; «Живая аптека»; «Здоровье всему голова».
• Консультация для воспитателей ДОУ «Фитотерапия, как направление здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
• НОД с детьми: «Путешествие в мир лекарственных растений», «Растения, которые нас лечат», «Аптека на подоконнике».
4. Совместно с родителями был создан уголок фитотерапии. Он оснащен информацией о составе чаев, способах их приготовления и показаниях.
В своей работе мы придерживаемся семи принципов лечения лекарственными растениями:
• этапность,
• системность,
• индивидуальность лечения,
• непрерывность терапии,
• временной принцип лечения,
• переход от простого к сложному,
• качество лекарственного сырья.
Проведение мероприятий с использованием фитотерапии целесообразно осуществлять в периоды, являющиеся критическими для формирования и прогрессирования отклонений в состоянии здоровья детей : период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом. Лекарственные растения могут вводиться различными способами: внутрь, наружно, ингаляционно. Мы используем:
Фиточай (фитококтейль) : методика приготовления фиточая (это способ более удобный и быстрый, хотя в данном случае биологически активные вещества извлекаются не полностью) : одну столовую ложку лекарственного сырья или сбора заливают одним стаканом кипятка. Настаивают в термосе 30 минут, отжимают, фильтруют. Используют сразу - не хранят! - за 15-20 минут до еды. Продолжительность курса 1-1,5 месяца. Для приготовления чаев мы используем мяту, липу, зверобой и шиповник. Использование растений в виде чая имеет больше профилактическую, чем лечебную направленность. При использовании лекарственных растений для детей следует придерживаться правила, чтобы фитопродукция была приятна по своим вкусовым качествам и не вызывала у ребенка негативной реакции. Для этого применяются вкусовые добавки в виде сахарного сиропа, меда (при отсутствии непереносимости, сиропа шиповника, варенье.
Витаминный чай (целебный чай) : в период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают:1 чайная ложка липового цвета, 1 чайная ложка цветков бузины, 1 стакан воды. Чай оказывает отхаркивающее и потогонное действие, хорошо очищает верхние дыхательные пути.
Настой шиповника: готовить его просто - 100 г ягод заварить в термосе 1 л кипятка и настоять 6-8 часов.
При длительном использовании рекомендуется менять травы не реже, чем один раз в десять дней. Используются лекарственные растения и сборы, обладающие противовоспалительными, бактерицидными, мягчительными, дубящими свойствами. Например, цветки ромашки аптечной, календулы, липы, душицы, эвкалипта, мяты перечной.
Полоскание горла и полости рта у детей среднего и старшего возрастов обычно не вызывает никаких трудностей. Дети в возрасте 3-4 лет также легко обучаются этому процессу, но процедуру необходимо проводить только в присутствии взрослых. Эффективны только частые полоскания (не реже 5-6 раз в сутки). Мы в своей работе используем настой ромашки аптечной и настой календулы: 1 ч. ложка цветков ромашки (календулы) заливается 1 стаканом кипятка. Настаиваются под крышкой 5-10 минут, затем жидкость процеживается через сито или марлю. Охлаждается до тёплого.
Помещение обрабатывается с использованием эфирных масел или травяных подушек. Подушки, наполненные листьями мяты, герани, душицы, хвоей сосны, лепестками роз и другими полезными травами, кладутся на батарею или другое теплое место, чтобы запах с веществами активно распространялся по всему помещению. Такую подушку можно использовать 1-1,5 месяца, затем ее нужно менять на новую. Так же можно комбинировать различные травы и масла.
Не стоит забывать о полезных свойствах лука и чеснока, их очень трудно переоценить. Фитонциды, содержащиеся в луке и чесноке, убивают некоторые болезнетворные вирусы, в том числе вирусы простуды и гриппа. В группе мы размещаем блюдца с нарезанным чесноком. На обед, употребляем в пищу и чеснок, и лук хотя бы в малых количествах, но обязательно в сыром виде. Помимо этого, ребята носят «амулеты – «киндеры» с чесноком, сделанные руками любящих родителей.
Рекомендуем для родителей
Витаминные сборы:
• Плодов шиповника и плодов черной смородины по 25 г. 2 чайных ложки смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 1 час. Пить по - стакана 3 – 4 раза в день.
• Плодов шиповника и ягод брусники по 25 г. Столовую ложку смеси заварить двумя стаканами кипятка, настоять 10 минут на слабом огне, затем 4 часа в темном, прохладном месте, плотно укутав. Процедить и пить по полстакана 2 – 3 раза в день.
Грудные сборы:
• Травы душицы 10г, листьев мать-и-мачеха и корня алтея по 20 г, 2 чайные ложки смеси залить стаканом кипятка, настоять 15-20 минут, процедить и пить теплым по полстакана 3-4 раза в день (как отхаркивающее).
• Листьев мать-и-мачеха 40г, листьев подорожника и корня солодки по 30 г. 1 столовую ложку смеси залить стаканом кипятка, настоять 15 минут, процедить и пить по полстакана через 3 часа.
Одно из главных правил: покупать сборы, травы нужно только в аптеке. Лечение травами – это то, что использовали наши бабушки и мамы. Современная медицина предлагает множество более совершенных, точно выверенных и тщательно проверенных препаратов. Поэтому использование фитотерапии целесообразно свести к минимуму. Использовать нужно только те травы, в которых вы уверенны на 100%. Существует множество очень вредных и опасных трав. Выбирайте только те рецепты, которые абсолютно безвредны. Не стоит экспериментировать на здоровье детей.
Заключение
Проведя диагностику посещаемости и заболеваемости детей нашей группы за три года работы в данном направлении, были составлены графики, на которых четко видно, что дети стали меньше болеть, выросла посещаемость по сравнению с предыдущими периодами.
Таким образом, используя фитотерапию, как одно из важнейших направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей, активного их включения в социум, формирования основ здорового образа жизни. Считаю, что работу с детьми в данном направлении целесообразно продолжить в дальнейшем, изучая методическую литературу по данной теме и активно внедряя полученные знания в практику.
Источники информации
1. З. С. Макаровой, Л. Г. Голубевой «Фитотерапия и аромотерапия в дошкольных учреждениях», Сфера 2010.
2. М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ», Москва АРКТИ 2002, стр. 45.
3. М. Н. Кузнецова «Здоровый дошкольник социально – оздоровительная технология 21 века» М. Н. Кузнецова, Москва 2001, стр. 64.