Валентина Хиленко
Педагогическая идея воспитателя «Формирование у дошкольников потребности к слушанию и чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала воздействовать на юного читателя. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать детей того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.
Публикация «Педагогическая идея воспитателя „Формирование у дошкольников потребности к слушанию и чтению“» размещена в разделах
Детская литература выполняет две функции: эстетическую и идеологическую, которые проявляются как в содержании, так и в форме изданий.
Детская книга призвана удовлетворять детские потребности в эмоциях, в красивых, наглядных впечатлениях. Это и составляет функцию удовольствия, наслаждения, радости от восприятия книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем.
Хочу поделиться своей работой во второй половине дня с детьми. Мы вместе с детьми оформили свой книжный уголок. В основном здесь были уже прочитанные книги, давно знакомые и любимые. Я предложила детям создать книги своими руками. Дети с удовольствием откликнулись. Это были книжки - раскраски и книжки, выполненные в технике-аппликации.
С родителями провели анкетирование, Выяснили, есть ли книги дома, читаются детям сказки и рассказы в свободное от игр время. Посещают ли родители или старшие дети библиотеку. Опрос дал неутешительный результат. Поэтому было принято решение приобщать детей к художественной литературе посредством чтения и рассматривания иллюстраций сначала в детском саду с привлечением родителей.
В интернете отыскала подходящие по возрасту занятия по ознакомлению детей с эволюцией книги и о художниках-иллюстраторах. (Приложение №1,№2). Детям занятия очень понравились, они даже чаще стали сидеть с книжками в руках, стали проявлять интерес к новым произведениям.
Параллельно велась работа и с родителями. Отыскав консультацию для родителей в интенрнете по темам : «Ребенок и книга», «Что и как читать дома», «Роль книги в жизни дошкольника», я разместила ее на столике в раздевалке группы. Родители ознакомились с данной информацией. Но все равно пришлось немного расшевелить их с помощью заданий на дом: каждый вечер читать ребенку сказку или большое произведение в течении одной или двух недель. По окончании чтения дети делились в группе своими впечатлениями о прочитанном. Они рисовали героев или сюжеты из произведений. Так у нас повелось, что после сна начинались дискуссии о прочитанном. Каждый хотел поделиться своими эмоциями. И если вдруг, ребенок начинал рассказывать повторно ранее прочитанное произведение, приходилось обращаться к родителям с вопросами: почему не читали? почему не нашли время для занятий с ребенком?
За время работы у нас собралось немало детских рисунков. В фойе мы регулярно делаем выставки детских работ, что еще больше подстегнуло родителей в плане работы со своими детьми. Многие родители теперь ходят вместе с детьми в библиотеку.
Дети чаще стали приносить книги и хвалиться, что мама или бабушка купили им новую книгу.
У детей стала более развита монологическая речь. Если в детском саду они вместе слушают произведение, они могут друг другу помочь в пересказе. А вот если читалось произведение дома, ребенку надо самому все вспомнить и рассказать. Конечно у нас есть и фантазеры, которые если что-то забыли, могут свое придумать и закончить по своему.
Дети слушая друг друга приходят домой и просят прочесть ту или иную сказку, чтобы в дальнейшем быть в теме разговора и т. д.
С активного чтения книг у нас даже улучшились и художественные навыки. Дети разглядывая иллюстрации стали учиться копировать рисунки художников. Ведь не секрет, что срисовать что-нибудь гораздо легче, чем самому нарисовать.
Все рисунки мы сортируем по произведениям, глядя на них можно уже некоторые сказки пересказать.
Недавно я наткнулась на книжку-развивашку в интернете и подумала, почему бы такую не сделать самой. Но так как я работаю со старшими ребятами, решила, что это будет знакомая им сказка о дружбе. Я сшила сказку «Теремок» и оставила по чистой страничке у каждого героя сказки для заданий. Задания будут выполнять дети вместе с героями (вот тебе и проблемная ситуация в начале занятия). Теперь моя задача придумывать задания к различным занятиям. Надеюсь у меня все получится.
В планах на будущее продолжить традицию семейного чтения, так как это способствует речевому развитию, логическому мышлению и развитию творческих навыков у детей.