Татьяна Суняйкина
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Педагогическая идея на конкурс «Воспитатель года-2018»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине». В. А. Сухомлинский
Первые чувства гражданственности и патриотизма.
Публикация «„Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“, Педагогическая идея на конкурс „Воспитатель года-2018“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: да дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Поэтому патриотическое воспитание— я считаю важной частью своей педагогической деятельности, как одно из направлений социально-личностного развития детей
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута и Президентом РФ. Утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Содержание патриотического образования детей дошкольного возраста определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Согласно ФГОС результатом образования на дошкольном уровне должно стать положительное отношение ребенка к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, наличие у детей начальных знаний о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет и чувству собственного достоинства.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Наша задача как педагогов–пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В ООП нашего детского сада, в части формируемой участниками образовательных отношений лежит система патриотического воспитания которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения. Вся работа по воспитанию патриотических чувств у детей разбита на тематические блоки.
Родная семья ( Цель: расширить знания дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей).
Родной город ( Цель: закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут).
Родная природа ( Цель: приобщать ребенка к красоте природы родного края)
Родная страна ( Цель: привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, сформировать простейшие географические знания о своем крае, истории своей Родины).
Родная культура ( Цель: приобщить детей к истокам народной культуры, сохранить русские традиции и обычаи).
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями является целью моей работы вот уже несколько лет.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому я стараюсь приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Я неоднократно обращаюсь к одной и той же теме, объединяя в одну тему занятия не только по речевому, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, что способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к этой теме.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой, я использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так
как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей.
В своей работе я убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого
– с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома,
улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим
с детьми к Международному женскому дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с
детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовываем выставки рисунков.
Участвуем с детьми в народных праздниках: «Веснянка», «Масленица»,
«Пасха». В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно
стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность. Интересными бывают встречи с тружениками тыла, дети с удовольствием слушают рассказы о военном и послевоенном времени, готовят подарки и выступления. Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в историко-краеведческий музей нашего города.
Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает развивающая среда. В группе создан уголок “Юный патриот”, где представлены различные фотоальбомы, игры, иллюстрации, реальные предметы, есть глобус, портрет президента, государственная символика России и малой Родины, мини –музей «Русская изба». Наполняемость уголка меняется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание детей, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагога работать с родителями. Работа с родителями невозможно без их активного вовлечения в воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Анкетирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям.
Продуктивность, взаимодействия с родителями обусловлена оптимальным выбором приемов, методов и форм работы, а это семейные встречи. (Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.) ,
круглые столы, совместная работа родителей и детей по созданию фотоальбомов “Моя родословная”, «Древо моей семьи»,
Фотовыставки «Семейные традиции», «Мой город вчера и сегодня» «Народные умельцы Каргата».
Совместные досуги (субботники, праздники, развлечения, посиделки).
В работе я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу– значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Я не стараюсь замыкается в рамках детского сада, тесно сотрудничаю с местным краеведческим музеем, работники которого тоже вносят огромную лепту в воспитании у детей наших русских традиций и ценностей. Сотрудники музея всегда, подготовив удивительные тематические встречи встречают ребят с теплотой и любовью, проводят увлекательные игры и викторины.
Воспитанники детского сада принимают активное участие в городских мероприятиях, с удовольствием выступают на сцене Дома культуры им. Горького., участвуют в районном спортивном соревновании «Веселые старты», в акциях «Подари сердце маме», «Старость надо уважать».
Работа, построенная предлагаемым мной образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к малой Родине и Родине – стране во всем ее многообразии культур и народов, воспитывает настоящего патриота. Я стремлюсь к тому, чтобы в результате моей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал себя значимым со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Свою дальнейшую работу планирую продолжать в этом же направлении.
• Прививать у детей любовь и патриотические чувства не только к городу, краю, но и к России.
• Активнее использовать проектный метод работы;
• создать мини-музеи «Семейные коллекции», «Народные промыслы»
В силу сказанного роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить.
Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и патриота.
И как сказал поэт К. Симонов в стихотворении “Родина”
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”