Екатерина Какаева
Педагогическая идея по экологическому воспитанию дошкольников «Большое начинается с малого»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая идея экологическое воспитание дошкольника
по теме:
«Большое начинается с малого»
Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги и гости
Актуальность.
1 слайд - В течении многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать природу так, как ему нравится, для своего блага. Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы.
Публикация «Педагогическая идея по экологическому воспитанию дошкольников „Большое начинается с малого“» размещена в разделах
2 слайд - Основными направлениями и задачами в своей работе по формированию экологической культуры личности я считаю:
1. Экологическое сознание - экологическое мышление.
2. Нравственно-правовое отношение.
3. Развитая экологическая ответственность.
3 слайд - Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. Мы являемся составляющей частью всего живого, что есть на Земле. Особенно важна живая природа для детей – ее красота волнует малышей, пробуждая их любознательность, развивая фантазию и воображение. Значение природы в формировании личности ребенка трудно переоценить. Поэтому очень важно с младенчества прививать детям любовь и уважение к природе, обучая их трудиться во благо природы и делать все от себя зависящее для ее сохранения. Ведь природа – это наш общий дом, о котором каждый из нас должен заботиться.
4 слайд - Приобретение детьми устойчивых экологических знаний зависит от следующих условий:
1. Создание эколого-развивающей среды.
2. Помощь родителей в экологическом воспитании детей.
3. Стремление педагога вести экологическое воспитание детей.
5 слайд - Исходя из этого, поставила перед собой ЦЕЛЬ в работе с детьми в экологическом направлении :
Формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Что бы достичь цели я поставила перед собой задачи:
1. Формирование у детей начальных экологических знаний
2. Воспитание у детей экологической культуры, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой.
3. Развитие элементарной экологической ответственности и целесообразного поведения в природе.
4. Воспитание любви к живой и неживой природе.
6 слайд - В своей профессии я делаю первые и сознательные шаги человека, который знает куда двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития в профессиональном плане. Работать над экологической идеей я начала в институте где разработала и защитила проект «Азбука поведения на природе» Цель проекта – «Ознакомление детей с правилами поведения в природе, формирование безопасного поведения.»
7 слайд - Теперь когда не теоретически, а практически я работаю над этой идеей в своей младшей разновозрастной группе, мне хочется развивать активность детей (эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную).
8 слайд - «Большое начинается с малого»
Следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растительного и животного мира, как в детском саду так и за его пределами (иллюстрации, картины, макеты, наблюдения с родителями, экскурсии и т. д.)
9 слайд - 2. Общение, как вид деятельности, в котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни).
10 слайд - Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, я помнила, что в любом наблюдении должна присутствовать цель, например, определить вместе с детьми, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему в данное время.
11 слайд - Приучая ребенка к доступному для него уходу за живыми объектами уголка природы (комнатные растения, черепахи», научила отдельным действиям, которые затем ребенок сможет выполнять самостоятельно, но в присутствии воспитателя. Такие наблюдения проводила подгруппами 3-6 человек, что позволило мне сконцентрировать внимание всех детей на объекте и проследить реакцию (заинтересованность или незаинтересованность) каждого ребенка.
12 слайд - Начиная свою работу по программе «Васильевой» от рождения до школы тщательно изучила раздел «Ознакомление с природой», другие программы и методики экологического воспитания :
- Методика экологического воспитания дошкольников
(С. Н. Николаева);
- Программа «Юный эколог» (С. Н. Николаева);
Это помогло мне разнообразить подход к организации экологического образования детей дошкольного возраста. Сделала вывод для себя, что экологическое воспитание — это не только стандартное ознакомление детей с природой, но и работа по развитию элементарных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке, его действиях и взаимосвязи с природой.
13 слайд - Начиная работу по экологическому воспитанию я не смогла обойтись без помощи родителей, так как именно в семье происходит начало всех начал «Большое начинается с малого». Я составила план работы с родителями по экологическому воспитанию.
Совместно с родителями мы пополняем экологическую среду в группе ; создаем экологическую коллекцию из природного материала
(желуди, камешки, ракушки и т. д.); работаем над созданием фотоальбома
«Как прекрасен этот мир!»
Много совместной работы запланировано на весенний период «Природа наш дом – и мы хозяева в нем» (посадка саженцев, оформление клумб, наполнение песочниц песком и т. д.)
14 слайд - Природа – самое удивительное из того, что нас окружает, в природе нас ждет немало интересных встреч, но при условии внимательного и осторожного обращения с ней. Природа дарит человеку незабываемые минуты духовного и физического отдыха и здоровья. Поэтому в процессе общения с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни, источника здоровья. Мой девиз: «доверяй детям, и они будут доверять тебе!». Поэтому всегда поддерживаю в каждом ребенке желание что-то сделать самостоятельно.
15 слайд -В работе с детьми, в любой деятельности, всегда использую художественное слово:
Водичка, водичка, умой мое личико
(одновременно задаю не навязчивые вопросы водичка какая? теплая или холодная; чистая или грязная)
Оно подкрепляет теоретические знания детей и укрепляет их эмоциональную сферу.
Также для закрепления знаний детей применяю игры. («Лиса и зайцы», «Зайка серенький сидит»).
Для закрепления детских впечатлений хороша продуктивная деятельность детей — лепка «пряники для мишки»; рисование «Клубочки для
котенка»; аппликация.
16 слайд - Интересная работа проводилась и по рассматриванию овощей и фруктов. Самая любимая игра — «Чудесный мешочек», причем дети стали в нее играть самостоятельно после первого показа.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству в наблюдениях, экспериментах, обязательно поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельный поиск, умение делать нехитрые для их возраста выводы.
17 слайд - Считаю, что проделанная работа, помогла детям получить достаточно хорошие знания по экологии в соответствии с возрастными особенностями. Целенаправленными наблюдениями, беседами, в процессе занятий добивалась того, чтобы в ребенке появились первые ростки, направленные на созидание (любовь к жизни, а не на разрушение (стремление к уничтожению, в каких бы формах оно не проявлялось.
18 слайд - проделав начатую работу, я пытаюсь справиться с поставленными целями и задачами, а самое главное — испытываю радость и удовольствие от общения с детьми. Надеюсь, что дети так же получают радость от процесса познания природы. Если не заинтересовать ребенка во время предоставления ему новой информации, то никаких результатов это не даст.
19 слайд - Для развития у детей любознательности использовала такой прием, как сочинение сказок, где дети выступают главными героями. Кроме экологической темы, включает в себя такие направления, как: охрана и безопасность жизни и здоровья; навыки культуры поведения и др. Считаю, что такая форма работы с детьми очень эффективна. А пока зарождая в детях сочувствие и сопереживание ко всему живому, читаю:
- У животных тоже есть права — это вы запомните друзья.
Пусть живут спокойно весь свой век, не мешай им. добрый человек!
20 слайд – спасибо за внимание!