Екатерина Грачева
Акция «Доброта начинается с малого». «Покормите птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта начинается с малого. Покормите птиц зимой!
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цели занятия:
- способствовать закреплению знаний и формированию новых представлений о зимующих и перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);
- содействовать закреплению умения делить птиц на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания;
Публикация «Акция „Доброта начинается с малого“, „Покормите птиц зимой!“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Зима
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- активизировать словарь детей (зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные, кочующие, осёдлые);
- способствовать развитию связной речи, зрительной памяти, внимания.
- побуждать детей бережно относиться к пернатым обитателям живой природы.
Оборудование: ИКТ, демонстрационный материал «Зимующие и перелётные птицы», плакат «Покормите птиц зимой!», аудиозапись «Голоса птиц», карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, творческие работы детей.
Ход занятия.
Вступительная часть.
Слайд 1)
Воспитатель: «Сегодня занятие не совсем обычное, вы уже это поняли, а все необычное очень интересно. К тому же, у нас гости и мы, как хозяева, должны постараться, чтоб интересно было и им.
Основная часть.
Слайд 2 (снеговик)
Сюрпризный момент. В дверь стучится снеговик. Передаёт письмо.
Воспитатель: «Дети, смотрите, кто к нам пришел, еще один гость, но он, кажется, что-то принес для нас. Что это? От кого письмо?» (Ответы детей)
Слайд 3 (письмо)
Воспитатель: «Снеговик говорит, что это письмо не обычное, а волшебное. Всё письмо – сплошные символы и знаки. А наша с вами задача – расшифровать это письмо.
Слайд 4 (мнемотаблица)
Дети читают стихотворение по мнемотаблице.
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними — снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори —
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!
Воспитатель: Итак, ребята, о чём же мы будем говорить на нашем занятии? (Ответы детей)
Слайд 5 (птицы с голосами)
Дети слушают голоса, смотрят на изображения.
Воспитатель: «Ребята, а вы поняли, о чем говорили с нами птицы? Давайте представим, что понимаем их язык. О чем говорил воробей? Давайте с ним поговорим!»
Игра-инсценировка «Зимний разговор через форточку».
Слайд 6 (птицы)
- Я – маленький воробей,
Я гибну, дети, спасите!
Я летом всегда подавал сигнал,
Чтобы сторож ворон с огорода гнал.
- Пожалуйста, помогите!
- Сюда, воробей, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим тебя за работу!
- Я – дятел, пестрый такой,
Я гибну, дети, спасите…
Все лето я клювом стволы долбил,
Тьму вредных букашек поистребил,
- Пожалуйста, помогите!
- Сюда, наш дятел, сюда!
Вот тебе, друг, еда,
Благодарим тебя за работу!
Я - желтогрудая синичка,
Гибну я, дети, спасите…
Ведь это я в прошедшем году –
Чуть сумерки – пела в ближнем саду.
Пожалуйста, помогите!
- Сюда, певунья, сюда!
Вот тебе, друг, еда.
Благодарим за работу!
/Б. Брехт/
Воспитатель: ребята, скажите, а все ли птицы осенью улетают в теплые края? Слайды 7 – 11 (зимующие и перелётные птицы)
Дети: не все, остаются воробьи, голуби, сороки, вороны.
Воспитатель: а почему они остаются?
Дети: потому что они зимующие, они могут найти себе корм.
Воспитатель: да ребята, эти птицы питаются зерном и называют их зерноядные. Повторите это слово.
Дети: зерноядные.
Воспитатель: назовите птиц, которые улетают и почему они покидают нас?
Дети: ласточка, стриж, гуси, журавли. Улетают они, потому что замерзает вода и прячутся все насекомые.
Воспитатель: ребята, они питаются насекомыми и водными обитателями, и называют этих птиц насекомоядные. Повторите за мной.
Дети: насекомоядные.
Воспитатель: а кто назовет птиц, которые прилетают к нам зимовать?
Дети: снегирь, синица.
Воспитатель: а еще к нам прилетают клест и свиристель. Таких птиц называют кочующие, потому что они перелетают с одного места на другое.
Давайте вместе посмотрим на улицу (смотрят в окно, как вы думаете, почему нет на нашем участке зимующих и кочующих птиц?
Дети: потому что нет корма, насекомых, травки, зернышек.
Воспитатель: а как мы можем с вами исправить эту проблему?
Дети: мы можем повесить кормушки и насыпать в них корм.
Воспитатель: да, ребята, можно повесить кормушки. А хотите узнать какой корм любят птицы?
Дети: да. Слайды 12 и 13 (еда для птиц)
Воспитатель: Прилет птиц идет по строгим правилам: первыми возвращаются те, которые улетели последними осенью, последними – те, что улетели первыми. Первые вестники весны – грачи. За ними прилетают скворцы, зяблики.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Воспитатель: зимующие птицы – те, которые зимой не улетают на юг. Эту группу составляют все оседлые птицы и птицы, перекочевавшие в данную местность на зимовку. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях.
Воробьи – очень прожорливые птички. Питаются в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливают птенцов. Зимой любят лакомиться семечками подсолнечника.
Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, не суетливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке. Снегири зерноядные птицы.
Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Ведь они, как другие птицы, не улетают в теплые края, а зимуют рядом с нами. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Она хорошо приспособилась жить с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер. Рядом с человеком всегда есть чем поживиться, ведь вороны – птицы всеядные.
Мы привыкли к голубям и почти не обращаем на них внимания, так как они всегда находятся рядом с человеком. Питаются хлебными крошками.
Клест - удивляет в клестах то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Ребята, а вы знаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (от слова «клестить» произошло и слово «клещи», их передняя часть тоже сжата, сдавлена). Питается клест семенами из шишек.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато-розовую окраску, а темный хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать, свистеть". Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников.
Воспитатель: скажите ребята, какой корм мы можем насыпать в кормушки для наших птиц?
Дети: сало, овес, семечки, ягоды шиповника, хлебные крошки. Слайд 14
Физкультминутка «Перелётные птицы». Слайд 15
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.
/Взмахи руками (крыльями)./
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
/Пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо – влево. /
Вместе собрались,
Стаей назвались.
/Дети встают в круг, взявшись за руки. /
Дружно взлетели,
На юг полетели.
/ Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу. /
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
/ Останавливаются, приседают. /
Снова взлетели,
Дальше полетели.
/Встают, бегут по кругу, машут крыльями. /
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
/ Дети останавливаются, расходятся в разные стороны. /
Воспитатель: а теперь давайте проверим, как вы запомнили перелетных и зимующих птиц. Дидактическая игра «Распредели птиц». (Слайд 16)
Перед детьми на столе лежат вырезанные из бумаги снежинка и солнышко, изображения птиц. Задача детей правильно распределит карточки с птицами – снежинка (зимующие птицы, солнышко (перелётные птицы).
Пальчиковая гимнастика «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек (опять сжимать и разжимать кулачки).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру. Я буду называть вам птиц, но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы : голуби, куницы.
Прилетели птицы : аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки, вкусные ватрушки, пуховые подушки…
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Воспитатель. Ребята, а я предлагаю вам заглянуть в творческую мастерскую и смастерить «Браслет добра». (Слайд 17)
Заключительная часть.
Слайд 18 (птицы)
Воспитатель: «Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали сегодня? Мне тоже очень приятно было вместе с вами делать добрые дела. Мы познакомились с птицами и помогли им, а за это –
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая,
- Спасибо вам великое!
/К. Мухаммали/
Слайд 19 (птицы)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель. А на память о нашей акции нашим гостям мы вручим буклеты-памятки. (Дети раздают гостям буклеты).
И наш гость Снеговичок также для вас, ребята, приготовил подарки! (Снеговик раздаёт конфеты детям).