Величко Елена
Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка
Наш мир - это стремительное развитие техники и информационных технологий. Это время телефонов и компьютеров.
Дети совсем мало играют в музыкально-подвижные, традиционно русские игры, а ведь именно через народные игры мы можем привить детям любовь ко всему родному: Родине, земле, людям.
«Не от еды растёт ребёнок, а от радости» – гласит народная мудрость.
Публикация «Педагогическая ценность музыкального и игрового фольклора в воспитании и социализации современного ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Во все времена дети росли, развивались физически, нравственно получали первые уроки этикета, мужества, совершенствовали свои творческие способности через музыкально-игровой фольклор.
Своей яркостью красок он вызывает у детей положительные эмоции – хорошее настроение, обеспечивает психологическую разгрузку, ощущение радости, чувство защищённости, уверенности в себе, готовит к взрослой жизни.
«Социализация» – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, это процесс адаптации к окружающему миру.
Сегодня ребенок находится в сложной ситуации, большого информационного потока и без помощи родителей, педагогов и старших друзей, ему очень сложно адаптироваться.
Часто современные родители, придя в детское объединение, нередко жалуются, что ребенок не хочет играть, совершенно не умеет общаться со сверстниками и испытывает трудности, боязнь принимать самостоятельно решения.
Хотя ему не в чем не отказывают игр и игрушек у него достаточно.
Когда- то дети вместе с родителями изготавливали игрушки, берегли и получали радость общения, увлеченно играли с ними, каждый раз как с новыми. Развивали воображение, изучали и познавали быт.
Кукольный мир увлекал возможностью «проиграть» жизненные ситуации так, как хотелось бы девочке, а не так, как они разворачивались на самом деле. Ситуации для игры брались из окружающей жизни взрослых, всегда сопровождалась пением и музыкальным сопровождением с народными инструментами. Излюбленные сюжеты игр: «гости», «свадьба» (приготовление приданного, сватовство, сговор, застолья). Какой простор для творчества и фантазии.
У современного ребенка сегодня для игровой деятельности есть все, перенасыщение влечет за собой скуку, апатию. Не способствует развитию детской инициативы. Ребенку для полноценного развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, учиться делать многое своими руками.
В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по течению, уклоняться от трудностей - то, на что сейчас так часто сетуют родители. Вот только играть родителям с ребенком нет времени…Нет не вечерней сказки, не колыбельной песни. Многие мамы стесняются петь детям из-за отсутствия музыкальных способностей.
Различные жанры колыбельных песен, передают очень глубокий смысл, где в одной песни вся жизнь проходит. С раннего детства в русских семьях ребенок готовился стать членом коллектива, должен играть в нем определенную роль как в трудовой деятельности, так и в семье.
Уж ты спи сынок, не майся. Во свою семью удайся.
Ты удайся во того, кто работает добро.
Ты еще удайся в тех, кто на свете лучше всех!
Будешь роду не простого, поколенья не пустого.
Именного с раннего возраста у ребенка формируются навыки необходимые для полноценной жизни в обществе.
«Кто без присмотра, без игры в колыбели, тот весь век не при деле». Народная мудрость.
Существует ряд народных игр, основанных на небольших простейших попевках («Заинька», «Чижик», «Летели две птички».) Эти игры дают возможность окружить заботой, вниманием, научить детей радоваться жизни, положить основу доверительных отношений с людьми. Символические музыкальные игры развивают фантазию и творчество. Велико число музыкальных игр, отражающих труд людей. Это «Редька», «Горох», «Лен-зеленой», «Мак» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.
Этнопедагогика легко решает многие вопросы воспитания при помощи музыкального и игрового фольклора. Это, еще «кладовая знаний и умений» для творческого развития детей.
Ребенок, играя, учится контролировать свои эмоции, действовать по законам игры. А что доставит ребенку большей радости смеха, веселья как не музыкально- игровой фольклор, ведь он сопровождала его с младенчества до самого зрелого возраста. Хорошая игра – маленький праздник для ребенка, который не проходит бесследно. Игра учила и не только радоваться, но с достоинством принимать решения.
Основа душевного здоровья – творчество - а оно без границ, поэтому одна и та же игра в разных местах играется по-разному. Еще одна мудрость гласит: «Дети играют, что птицы поют». Не зря народ придумал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует и к тому же заставляет работать головой – ведь в каждой игре есть цель, к которой стремятся играющие. И еще одна радость есть в таких играх – радость общения и единения.
Используя музыкальный фольклор, мы видим, как постепенно раскрываются творческие способности ребенка, так сразу появляется уверенное поведение в коллективной и совместной деятельности, снимается психологическое напряжение, проявляется индивидуальность. Развитие навыков уверенного поведения является важнейшей составляющей процесса социализации и социальной адаптации.
Главная задача педагога : научить детей играть активно и самостоятельно. Тогда они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу.
Детский музыкально-игровой фольклор - это и музыкотерапия.
Музыкальные занятия детским игровым фольклором улучшают :
Работу мозга и памяти.
Пение и игра на музыкальных инструментах - отличный антидепрессант
Помогают правильно ставить цели и находить оптимальные решения.
Избавляют от психологических зажимов,
Концентрируют внимание на самом важном.
Решают проблемы с дикцией и координацией движения.
Вырабатывают артистизм, который нередко может пригодиться и в других сферах жизни
Играть, или петь - это еще и просто огромное удовольствие.
Музыкально игровой фольклор — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Бубен, бубен долгий нос, почем в городе овес,
Две копейки с пятаком, ехал Ваня с колпаком,
Овса Ваня не купил, только лошадь утопил,
Бубен бегать научил.
Бубен –водящий в игре, которого дразнили попевкой, догоняет дразнящих.
Баба сеяла горох уродился он не плох,
Уродился он густой, мы помчимся, ты постой!
Музыкально-игровой фольклор необходимо использовать с раннего детства в современной педагогике и в семье. Это путь к жизненному успеху и воспитанию здорового поколения с раннего детства.