Полина Волкова
Педагогический проект «Хлеб всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе «Хлеб-всему голова!»
Цель: Сформировать у детей представление о ценности хлеба. Донести до участников проекта, важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Участники проекта : Воспитатели группы, дети подготовительной группы «Морячки», родители.
Межпредметные связи:
Название раздела программы Содержание Задачи
Публикация «Педагогический проект „Хлеб всему голова!“» размещена в разделах
- Проекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Коммуникация НОД, дидактические игры и упражнения, составление описательных рассказов, рассматривание иллюстраций. Учить детей словесно передавать впечатления из личного опыта, отвечать на вопросы, Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о хлебе. Развивать речь как средство общения. Воспитывать интерес и уважение к труду хлеборобов.
Чтение художественной литературы Чтение и пересказ произведений, заучивание стихов, поговорок, пословиц о хлебе. Познакомить детей с новыми произведениями. Развивать интерес к пересказу впервые прочитанных произведений. Учить выразительно, с интонацией читать наизусть стихи, передавать литературный текст выразительно, связно, последовательно, без помощи наводящих вопросов. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Планируемый результат: Знание детей информации о злаковых культурах;; понимание детьми ценности и пользе хлеба; знание детей о производстве хлеба; умение детей применять трудовые навыки; понимание детьми важности труда хлебороба; умение организовывать сюжетно-ролевые игры, на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении; проявление заботы и уважение к труженикам села; бережного отношения к хлебу.
Вопросы основополагающие: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Предшествующая работа: Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц, поговорок.
Задачи проекта :
• Обогатить познавательный опыт детей
• Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба.
• Развивать у детей не традиционные решения.
• Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
• Совершенствовать трудовые навыки детей.
• Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
• Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря.
• Агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).
• Показать значимость сельскохозяйственной техники.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважение к людям сельскохозяйственного труда.
• Формировать, реалистические представление о природе.
• Совершенствовать системы обследовательских действий.
• Развивать основные психические процессы-память, внимание, образное и логическое мышление.
• Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
• Развивать эмоциональную сферу ребенка
• Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
• Научить доводить порученное до конца.
• Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
• Учить сотрудничать, уважать чужой труд.
• Обогатить кругозор детей.
Введение.
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней,
Золотые слова,
Забывать мы не вправе:
«Хлеб-всему голова!»-
В поле, в доме, в державе!
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, но хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб-жизнь!
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям разделить, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб с-соль на рушнике, хлеб следует поцеловать
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследовать весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций.
Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
1 этап-вхождение в проблему, принятие задачи, пробуждение у детей
интереса к теме проекта, накопление знаний.
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где мы можем узнать?
Хлеб продается в магазине, мама дома печет хлеб в хлебопечке, в духовке, из зерен делают муку, хлеб бывает белый и черный, хлеб пекут на хлебозаводе.
Получение хлеба-результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришел на стол, то бережнее будет относиться к нему.
Как называются люди, которые выращивают хлеб?
Тракторист, Шофёр, Комбайнер, Агроном - это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы, в выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.
Хлебороб : выращивает хлеб.
Агроном: проверяет землю для вспахивания, проверяет почву, контролирует процесс вспашки, зимой следит за состоянием семян.
Тракторист: вспахивает землю, боронует, сеет семена в землю.
Шофё р: который подвозит зерно (пшеница, рожь, овес) засыпает в сеялку, а когда зерно поспевает, комбайн засыпает зерно в машину и машина вывозит зерно на склад.
Комбайнер: выезжает в поле, когда зерно поспевает, скашивает колосья, обмолачивает зерно и ссыпает в машину, которая увезёт зерно на склад.
Почему говорят: «Хлеб-всему голова!»?
«Хлеб — всему голова!». Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Уточнение представлений у детей о хлебе. Диагностика детей и анкетирование родителей по теме. 18 – 22 марта
Аналитический Помочь детям грамотно спланировать собственную деятельность в решении поставленных задач 25 – 29 марта
Практический Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о хлебе посредством наблюдений, опытно – экспериментальной деятельности, организованной системой НОД, игр и различных бесед. Учить анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. 1 -18 апреля
Презентационный Формирование у детей любви и бережного отношения к хлебу. Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умение на практике применять имеющиеся знания и умения. 18 -26 апреля
Контрольный Совершенствование коммуникативных навыков, установление межличностного доверия, развитие симпатии и интереса к партнерам по общению. Формирование бережного отношения к своему здоровью. 29 -30 апреля
2 этап-разработка проекта, планирование деятельности.
План НОД проекта.
«Хлеб-всему голова!» Знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растет» Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать о том, где берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Откуда пришел хлеб? Знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание картинок о работе хлеборобов. ДИ «»Сложи правильно» : разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает?», найти лишние ингредиенты. Чтение литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь» Рассказать о профессии хлебороба, какие люди и каких профессий участвуют в процессе получения хлеба.
Экскурсия на кухню.
Дети идут на экскурсию на свою кухню. Кухонные рабочие комментируют ход работы, объясняют назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов. Познакомить детей с технологией приготовления булочек в больших количествах. Показать, как повара готовят булочки. Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с кухонным оборудованием, наблюдение, социализация личности детей.
Эксперементальная деятельность: посев пшеницы в виде «Ежика». Оборудование: чулок капроновый, грунт для посева (компостный, пшеница, лопатки, емкость куда класть «Ежиков». Дети вместе с воспитателем, смешивают грунт с пшеницей. Полученную массу высыпают в чулки, приклеивают глазки и носик, тем самым делая мордочку «ежика». Кладут полученных зверковь в емкость и поливают водой. Оставшуюся массу из грунта и пшеницы, выкладывают на тарелку, создали импровизированное «поле». Потом наблюдают за прорастанием день за днем, поливая и ухаживая.
Выставка «Хлеб - всему голова!» Дети, совместно с родителями приносят изделия из муки. Показать разнообразие хлебобулочных изделий, привить уважение к труду хлеборобов. Пригласить детей из других групп, для просмотра выставки и угостить всех.
Заключение.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что дети пополнили знания, выяснили, где же действительно «растут» булки и проследили весь путь хлеба – от зернышка до каравая. В нашей стране относились к хлебу всегда по - особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: «Думает, что булки на деревьях растут». Дети научились бережно относиться к хлебу, делать выводы, научились устанавливать связи и зависимости в производстве хлеба. Дети умеют конкретизировать и обобщать последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба.