Марина Хобжинская
Проект «Хлеб-всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Хлеб - всему голова»
в разновозрастной группе
Авторы – разработчики:
воспитатели группы
Шевченко В. Н.
Основание для выбора темы
Наблюдая за детьми во время обеда на протяжении нескольких месяцев, было замечено, что не в каждой семье им прививают бережное отношение к хлебу (мнут хлеб в руках, могут кинуть кусочком в соседа, а иногда и сами родители показывают пример неуважительного отношения к нему (оставляют откусанные булочки на кабинках). Очень важно, чтобы дети поняли, как тяжело выращивать хлеб и как бережно нужно к нему относиться. Решение этой задачи невозможно без взаимодействия всех участников образовательной деятельности: детей, педагогов, родителей.
Публикация «Проект „Хлеб-всему голова“» размещена в разделах
Проблема
Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;
Осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;
Ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
Как же научить уважать хлеб?
Вид проекта: информационно – исследовательский, познавательный,
творческий, игровой;
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители.
Цель проекта:
- Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.
- Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
которых выращивают и пекут хлеб.
Задачи проекта:
- Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
- Формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста.
- Формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику.
- Формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий (рисование, лепка).
- Развитие творческих способностей.
- Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
- Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
Реализация проекта:
* Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность)
* Познавательно-речевое развитие (коммуникативное, познание, чтение художественной литературы)
* Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка)
Предполагаемый результат:
- Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур;
- Пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;
- Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;
- Освоение приемов и способов экспериментирования;
- Воспитание бережного отношения к хлебу;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
творческое самовыражение детей.
Ход проекта:
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
срок с 1 сентября 2016 г. по 15 сентября 2016 г.
Деятельность педагогов:
- Определение проблемы, постановка цели и задач;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Определение методов работы;
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- Подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
Совместная деятельность:
- Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- Определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап: исследовательский (выполнение проекта)
Сроки: с 24.10.16-28.10.16
Формы и методы работы:
Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие НОД: «Как хлеб на стол пришел?», «О хлебе»
Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?»
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
Презентация «Откуда хлеб пришел?» (слайды)
Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья) .
Рассматривание: серия сюжетных картин
«Как выращивали хлеб наши предки».
Рассматривание: альбомов «Злаки»,
«Хлеб и хлебобулочные изделия», фотографий
Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Посадка семян пшеницы, ржи, овса.
Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).
Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок».
Художественно-творческая деятельность
Рисование «Колосок».
Рисование по сказке «Колобок».
Рисование «Ай, качи – качи – качи!
Глянь – баранки, калачи…».
Рисование «Машина везёт хлеб в детский сад».
«Грузовые машины везут зерно»
Аппликация «Колосок» (из салфеток) .
Аппликация «Грузовые машины везут
зерно».
Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».
Лепка «Печенье для кукол».
Лепка «Хлебный колос»
Конструирование из строительного материала:
«Грузовые машины».
Музыкально-театрализованная деятельность:
Кукольный театр. Украинская народная сказка «Колосок».
Пение песенок : «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»
Хоровод «Каравай»
Развлечение: «От зернышка до каравая».
Художественная
Литература:
Чтение Б. Вовк. «Мякиш»,
Украинская народная сказка «Колосок»,
Русская народная сказка «Колобок».
М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
Я. Тайц «Всё здесь».
Шорыгина «Какой хлеб лучше?».
Стихотворения: «Ломоть хлеба»,
«Зернышко пшеницы» В. Орлов
«Хлебушек душистый» С. Погореловский
«Лето пролетело» В. Воронько и другие.
Чтение и заучивание потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях.
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус»,
«Кто больше назовет», «От зернышка до булочки»,
«Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие
Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин»
Игра малой подвижности: «Где мы были, мы не скажем, что мы делали, покажем!»
«Из муки – не из муки».
Хороводная игра «Каравай».
Башкирская игра «Белый хлеб».
Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».
Утренняя гимнастика: «Колосья»
Самостоятельная деятельность (изменения в предметно-развивающей среде)
В центре развития «Игры для пальчиков» появляются сухие бассейны с пшеницей, овсом. Дети исследуют зёрна, рассматривают, сравнивают.
В центре развития «Книжкина полка» дети знакомятся с книгами «Колосок», «Лёгкий хлеб», «Испекли мы каравай» и др.
Центр «Природный мир» пополняется горшочками с землёй, зёрнами овса, пшеницы. Дети готовят всё к посадке зёрен, сеют овёс и пшеницу.
В центре развития «Игры для пальчиков» дети находят в сухих бассейнах с пшеницей камни и убирают их.
В центре «Речевой ручеёк» появляется наглядный материал из серии «Как на стол приходит хлеб». Дети продолжают играть в игру «Что сначала, что потом»