Наталья Алексина
Детско-родительский образовательный проект «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Паспорт проекта.
Актуальность:
Публикация «Детско-родительский образовательный проект „Хлеб — всему голова“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Работа с родителями, консультации
- Темочки
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшего возраста мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Цель проекта : Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
• Содействовать формированию у детей представления о том, что хлеб – это итог большой работы многих профессий людей;
• Побуждать к приобщению детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
• Показать значимость необходимой сельскохозяйственной техники для подготовки почвы, сбора и обработки урожая в разные времена;
• Помочь проследить процесс превращения маленького зёрнышка до буханки хлеба;
• Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
• Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
• Создать условия для развития у детей любознательности к процессу изготовления солёного теста;
• Вызвать интерес к лепке кондитерских и кулинарных изделий из солёного теста для обыгрывания в сюжетно – ролевых играх;
• Побуждать детей к бережному отношению к хлебу, к уважению и благодарному отношению к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве,
• Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной трудовой деятельности.
Продолжительность проекта : среднесрочный (3 месяца).
Вид проекта : информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети 6-7 лет, родители воспитанников.
Проблема – Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Мне хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.
Предполагаемый результат:
• знание детей информации о злаковых культурах;
• понимание детьми ценности и пользе хлеба;
• знание детей о производстве хлеба;
• умение детей применять трудовые навыки;
• понимание детьми важности труда хлебороба;
• умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении;
• проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Создание условий для проведения проекта;
2. Подбор методической литературы, картин, иллюстраций, подготовка презентаций;
3. Составления плана;
4. Проведена мотивация родителей на сотрудничество;
5. Индивидуальное заучивание детьми стихов, пословиц, поговорок о хлебе.
Формирующий этап
При реализации проекта были использованы такие формы работы: занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии, досуги, развлечения.
Способы реализации:
этические беседы,
чтение художественной литературы: Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый…»; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе;
рассматривание иллюстраций;
составление рассказов;
показ презентаций: «Как крестьяне выращивали хлеб!», «От зёрнышка до булочки!»;
организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, игр- драматизаций;
опытно – экспериментальная деятельность: Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса); замешивание теста;
выставка «Хлебобулочных изделий!» (помощь родителей);
индивидуальная работа;
экскурсия в продовольственный магазин.
Взаимодействие с родителями:
1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».
3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».
4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
5. Театрализация русской народной сказки «Колобок».
Итоговый этап
1. Театр детей старшего возраста «Колобок» для детей первой и второй младших групп.
2. Экскурсия в продовольственный магазин.
3. Итоговое мероприятие.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». Учебно-методическое пособие для 4. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
5. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
6. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е, Акимова Ю. А., Белова И. К. «Здравствуй, мир!», Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М. : «Баласс», 2003. – 304 с.
7. . Я познаю мир: Детская энциклопедия. Растения/Автор – составитель Л. А. Багрова, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
8. Ашукин Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Москва, 1986
9. Гайдина Л. И. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий. Москва, «Вако», 2009
10. Интернет – ресурсы.