Департамент труда и социальной защиты
Педагоги особого семейного центра используют музыку для развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11 В особых семейных центрах столицы поддерживают более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребята с ментальными особенностями, как правило, малоэмоциональны, часто испытывают сложности в управлении чувствами. Чтобы справиться с этими препятствиями, в особом семейном центре «Роза ветров» с 2019 года реализуется проект «Веселые нотки», где дети с помощью музыки учатся проявлять эмоции и управлять ими. Подробнее об этом рассказала воспитатель Валентина Дугина.
Публикация «Педагоги особого семейного центра используют музыку для развития детей» размещена в разделах
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Физические ограничения могут мешать ребенку танцевать, но музыка побуждает его двигаться. Знакомая мелодия, любимая веселая песенка меняют настроение. Ребята радуются, проявляют положительные эмоции. Также в процессе музыкальных занятий развивается память. Дети запоминают песенки и мотивы, узнают их на слух. Появляется “багаж” знакомых композиций», — рассказывает воспитатель Валентина.
Почувствовать радость общения
10-летний Игорь отказывался общаться с детьми, агрессивно вел себя, когда с ним пытались взаимодействовать. Если кто-то приближался, мальчик кричал, закрывал уши ладошками, отталкивал от себя всех.
Специалисты решили попробовать познакомить Игоря с музыкальными занятиями. Сначала он слушал мелодии, держась на расстоянии от других ребят, наблюдал за ними. Затем стал двигаться под музыку вместе со взрослым в другом конце комнаты. «Сейчас мальчик слушает песни вместе со всеми, узнаёт на слух знакомые мелодии, общается со сверстниками. В это время он спокоен, позволяет прикоснуться к себе. Время такого взаимодействия постепенно увеличивается, ребенок становится стрессоустойчивее. В музыке предпочтение отдает звукам природы», — рассказывает Валентина.
Внутренний покой, достичь которого помогает музыка, позволяет детям взаимодействовать с окружающими. «Ребята становятся эмоционально отзывчивыми. Они начинают играть вместе, делиться игрушками, помогать друг другу, улыбаются и радуются вместе. Дети с расстройством аутистического спектра, которые обычно держатся в стороне от окружающих, легче идут на контакт», — отмечает воспитатель.
На занятиях ребята слушают музыку, танцуют, играют на простых инструментах: барабане, треугольнике, металлофоне, маракасах. «Вся деятельность взрослых в проекте ненавязчива. Главное — создать комфортную, веселую атмосферу. Важно также следить за эмоциональным состоянием каждого ребенка. Когда кто-то устает — сменить вид деятельности. Тогда детям будет комфортно, и они раскроют свои способности», — подчеркивает воспитатель.
Родители поддерживают проект «Веселые нотки». Дома продолжают работу, начатую специалистами центра. Поют, танцуют, веселятся вместе с детьми и получают от этого положительные эмоции.
«Ребенок меняется на глазах, когда звучит его любимая мелодия. Усаживает нас на диван и не разрешает вставать, пока она не закончится. Очень следит за тем, чтобы и мы радовались, улыбались и в конце похлопали в ладоши. Когда у него плохое настроение, включаю знакомую ему музыку, он прислушивается и успокаивается», — рассказала Татьяна, мама 8-летнего Раупа.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации (особые семейные центры) оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.