Ирина Желонина
Педагог в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог в современном дошкольном образовательном учреждении
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, м любить тех, кому преподаешь, кому преподаешь»
В. Ключевский.
Все мы знаем, что основа характера, а значит и основа для успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром закладывается у человека в дошкольном детстве. Педагог, или воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Публикация «Педагог в современном ДОУ» размещена в разделах
Наряду с этим мы видим и знаем, мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно, получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную, а также и в педагогическую сферу деятельности.
Педагог – он вечный созидатель,
Он жизни учит и любви к труду.
Я – педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Много нужно ласки и заботы
Всех услышать, каждого понять,
Воспитатель- трудная работа-
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детство не забудут,
Впереди у жизни целый век.
И тот шалун с годами добрым будет,
Главное, чтоб был он человек!
Не важно, кем они работать будут,
Для воспитателя- ведь дети навсегда!
Чем больше уважать их будут люди,
Тем выше планка моего труда!
Современный педагог, прежде всего, должен знать все области ФГОС РФ:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
Согласно Профессиональному стандарту педагог ДО должен обладать необходимыми знаниями: специфика дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; знать основы дошкольной педагогики и психологии, включая классические системы дошкольного воспитания; общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; современные тенденции развития дошкольного образования.
Педагог должен : обеспечивать условия для успешной деятельности, осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий, разрабатывать программы учебных занятий, методические и дидактические материалы, владеть методикой проведения занятий с дошкольниками по всем видам деятельности, повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, уметь пользоваться учебно-методической литературой, выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные, этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов). Деятельность педагога многообразна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте, применять методы физического, познавательного и личностного развития детей, использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего и дошкольного возраста, владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста,
организовывать и проводить занятия по всем видам деятельности, всем образовательным программам, вести подготовку к занятиям, которые должны быть для дошкольников доступными и интересными.
Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка, изучать педагогический опыт коллег, других воспитателей, педагогов. Очень важно умение педагога устанавливать взаимоотношение не только с детьми, но и с родителями, коллегами, а также с администрацией ДОУ.
Личностные качества педагога : гуманизм, толерантность, великодушие, доброжелательность, оптимистичность, чуткость, отзывчивость, эмпатия, креативность, интеллигентность, искренность, деликатность, индивидуаль-ность, здоровый образ жизни, доброта.
Педагог не должен : поднимать на детей руку, оскорблять их, угрожать, показывать плохое настроение, быть двуличным, не оскорблять родителей детей, критиковать детские работы и т. д.
Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно или бессознательно копируют его.
Именно в детском саду дети получают первый опыт общения в группе, в коллективе. Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей - это во многом зеркало поведения воспитателя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога. Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть: активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им, способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми, их родителями; внимательным – к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей. В настоящее время в педагогической психологии анализу субъектных свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) его педагогической деятельности, уделяется большое внимание.
Заповеди педагога : люби воспитанника, доверенного тебе родителями, всей душой, сердцем и разумом; старайся видеть в каждом своем воспитаннике полноправную, уникальную личность, достойную признания и уважения; осознавай в полной мере ответственность за каждого вверенного тебе ребенка: за его физическое состояние и эмоциональное благополучие; отдавай ежедневно детям все то, что знаешь и умеешь сам, развивай их способности, выбирая самые прогрессивные методы обучения; помни, что знания без чувств, добрых дел и чистых помыслов, не окрыляют и разрушают любо человека, в том числе и ребенка; твердо знай, что любое, осуществляемое тобой насилие над личностью (физическое или моральное, независимо от его цели, ставит под вопрос твое звание «педагог»; оценивай поступок, а не личность, и никогда не предпринимай воспитательных воздействий в дурном настроении; воспринимай родителей своих воспитанников, как первых союзников в деле развития детской личности; славь профессию свою праведным педагогическим трудом во благо будущих поколений.
«Воспитание- это искусство, и потому без свободного воспитателя искусства воспитания нет. Педагогика – наука о свободном искусстве воспитания свободного человека» О. Соловейчик.
Воспитание – это, прежде всего, человековедение. Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания» В. А. Сухомлинский.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически»
К. Д. Ушинский.