Приложение МААМ

Использование притч в работе педагога-психолога

Ольга Зубкова
Использование притч в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Бывает так, что мы не можем обойтись без науки,

без математики, без ученых споров, с помощью которых развивается человеческое сознание.

Но бывает и так, что нам оказываются нужны стихи, шахматы, занимательные истории — все то, что радует и освежает душу.

Не секрет, что ведущей деятельностью подростков является общение. Общение со сверстниками, интересными людьми, учителями, родителями. По моему опыту могу сказать, что подросткам нужен человек, который поймет их, выслушает, примет их проблемы всерьез, поможет словом, делом; и которому они могут доверять. В то же время, подросток не станет слепо следовать советам, он подвергает внутренней критике все услышанное и не всегда все принимает на веру.

Публикация «Использование притч в работе педагога-психолога» размещена в разделах

Одним из моих любимых методов работы с подростками являются притчи. Почему? Потому что из притч дети сами делают выводы. А если мы самостоятельно приходим к какому-либо решению, то запоминаем его, принимаем его как собственное и, как правило, следуем принятому решению. И никакого давления со стороны взрослого! При этом мне, как педагогу-психологу, остается «самая малость» - правильно выбрать притчу, и осторожно корректировать и направлять выводы ребенка в нужную сторону.

Но что же такое «притча»?

Притча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Владимир Даль толковал слово «притча» как «поучение в примере».

Притчи о здоровье помогут определиться в выборе ведения ЗОЖ и приобретению отличного здоровья, так как показывает, что стать здоровым реально и каждому доступно. Потому что притчи вызывают глубокое проникновение в каждую душу.

По определению Всемирной организацией Здравоохранения:

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Основываясь на этом, выделяют следующие компоненты здоровья:

Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Таким образом, если мы говорим о пропаганде ЗОЖ, то это не столько профилактика употребления алкоголя, табака и наркотиков, сколько создание условий для формирования стойкой жизненной позиции в положительном ключе.

Притчи помогают в развитии навыков рефлексии, эмпатии, развития навыков общения и умения корректно отстаивать собственное мнение.

Подростки любят слушать притчи, на занятиях, как правило тишина, а позже проходят жаркие дискуссии и обмен мнениями. Работа всегда активна. Позже мы рисуем основную мысль, или продолжение притчи, другое развитие, или чувства, которые эта притча вызывает. Мы можем написать выводы по поводу притчи, или мысли, которые она вызвала.

Основоположником использования притч в позитивной психотерапии является Носсрат Пезешкиан. Хотя притчи появились задолго до него. Это истории, народная мудрость и часть фольклора.

Истории были тем средством народной психотерапии, которое врачевало душевные раны еще задолго до возникновения психотерапии как науки. Есть множество примеров тому, как психотерапевтически целенаправленно применялись истории для оказания помощи в различных житейских ситуациях.

Сказки, мифы, басни, притчи, стихи, остроты и пр. наряду с их художественной ценностью являются средством народной педагогики и на-родной психотерапии, которым люди пользовались, чтобы помочь себе, когда еще не было научной психотерапии.

Функции историй:

Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их содержание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственным психическим структурам. Такого рода реакции могут в свою очередь стать предметом терапевтической работы. Ассоциируя себя с тем, что пациент узнал из истории, он тем самым говорит о самом себе, о своих конфликтах и желаниях. Понимание и восприятие историй облегчается участием в них фантазии и воспоминаний пациента. Свободные от непосредственного, конкретного жизненного опыта пациента истории помогают ему — если они целенаправленно применены — выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты. Пациент уже не только жертва своей болезни, он может сам выработать определенное отношение к своим конфликтам и привычным возможностям их разрешения. Так история становится как бы тем зеркалом, которое отражает и отражение которого побуждает к размышлениям.

Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они отображают конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. Однако эта модель не является чем-то застывшим. Она дает возможность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией. Истории предлагают различные варианты действий, при этом мы в своих мыслях и чувствах знакомимся с непривычными ответами на привычные конфликтные ситуации.

Функция опосредования. Пациенты с трудом расстаются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индивидуальными мифологиями, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому, как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, пациент боится расстаться с привычными для него способами самопомощи, хотя они не раз загоняли его в заколдованный круг конфликтов. Это характерно, прежде всего, для тех случаев, когда пациент не уверен в том, что врач может ему предложить нечто равноценное или лучшее. Возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные механизмы, которые, с одной стороны, могут помешать терапевтической работе, а с другой стороны — открыть доступ к конфликтам пациента при условии, что они достаточно ясно поняты врачом.

Сопротивление может проявляться в самых различных формах: молчании, опаздывании, пропуске психотерапевтических сеансов; пациент вообще может высказывать сомнение в пользе психотерапии под предлогом того, что она обходится ему слишком дорого, что нужно тратить очень много времени на посещение врача и пр. Такие виды сопротивления обычно прорабатываются в ходе психотерапии. Подобная проработка не всегда приятна для пациента. Фронтальное наступление на сопротивление и защитные механизмы вызывает чаще всего такую же фронтальную оборону.

Функция хранения опыта. Благодаря своей образности истории легко запоминаются и после окончания врачебного сеанса продолжают «работать» в повседневной жизни пациента; в памяти может возникнуть ситуация, подобная той, которая изображена в истории, или появиться потребность продумать отдельные вопросы, затронутые в ней. При изменяющихся условиях пациент может по-другому интерпретировать содержание одной и той же истории. Он обогащает свое первоначальное понимание истории и усваивает новые жизненные позиции, которые помогают разобраться в собственной мифологии. Таким образом, история выполняет функцию хранения опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на пациента и делает его более независимым от врача.

Истории — носители традиций. В историях запечатлены культурные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и индивидуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле истории направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций. Передаваемые из поколения в поколение, истории кажутся всегда одинаковыми. И, тем не менее, они приобретают новое, иной раз совсем неизвестное значение в зависимости от понимания слушателя или читателя. Если мы ближе познакомимся с содержанием историй и с заложенными в них принципами, то сможем обнаружить в них способы поведения и взгляды, которые объяснят нам наше собственное, ставшее привычным, невротическое поведение и подверженность конфликтам.

Собственный опыт

Как и многому другому, с детских лет мы учились также вырабатывать свое отношение к историям, басням, сказкам. Мы любили их, или оставались равнодушными, или вовсе отвергали. Следующие вопросы помогут нам понять, на каком фоне вырабатывалось наше отношение к историям:

Кто читал или рассказывал Вам истории (отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка, тетя, воспитательница детского сада и т. п. ?

Можете ли Вы вспомнить ситуации, при которых Вам рассказывали истории? Что Вы тогда чувствовали?

Как Вы относитесь к сказкам и историям?

Какую историю, какой рассказ, какую сказку Вы можете вспомнить сразу?

Кто Ваш любимый автор?

Какие пословицы и афоризмы имеют для Вас самое важное значение?

Одни так и не смогли выработать свое отношение к историям. Другие считают, что истории — это только религиозные притчи и библейские оказания. Третьим нравится образный язык историй. Вот некоторые из притч.

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

Однажды крестьянин спас даоса, когда тот тонул. Решил даос отблагодарить крестьянина за добрый поступок и отвёл его в свою пещеру. Там достал он из тайника огромную тыкву и вынул из неё три волшебные вещи: иглу, колотушку и жезл. Положил их даос у ног крестьянина и сказал:

— Хоть эти вещи и неказисты на вид, заключена в них волшебная сила: игла дарует жизнь и излечивает все болезни, колотушка при ударе высекает золотые и серебряные монеты, а жезл даёт власть победить любое войско и уничтожить врагов. Ты спас мне жизнь и в награду ты можешь выбрать одну из них.

Крестьянин, недолго думая, взял иглу и спрятал её у себя в поясе.

— Ты слишком быстро принял решение, — удивился даос. — Неужели тебя не прельщают богатство или власть?

— Я выбрал жизнь, — ответил мудрый крестьянин, — так как ни власть, ни богатство без неё цены не имеют, а, спасая жизни других, я, при желании, буду иметь и власть, и богатство. Вот почему мне милее игла, а что касается жезла и колотушки, то с ними хлопот не оберёшься.

Причины счастья и несчастья

Один раз Хин Ши застал во дворе своих учеников, горячо спорящих о чём-то. Подойдя к ним, спросил о предмете их спора.

— Мы спорим о том, в чём заключается суть счастья и несчастья человека, — ответили ученики.

— И как же вы их нашли? — поинтересовался Учитель.

— Мы думаем, что причины счастья и несчастья человека в том, что окружает его и происходит с ним: в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в любви и одиночестве, в мудрости и глупости, в старости и молодости.

— Пройдитесь по улицам, посмотрите внимательнее на лица тех, кого вы встретите, — ответил, качая головой Хин Ши. — Уверен, увидите вы и смеющихся стариков, и плачущих юношей, и весёлых бедняков и грустных богачей, пышущих здоровьем, но печальных прохожих, горюющих влюблённых и умиротворённого отшельника. Как это вы сможете объяснить?

— Значит, не там мы искали причины счастья и несчастья, — сокрушались ученики.

— Ваша ошибка не в том, где вы искали, а в том, что вы нашли. Истинные причины и суть счастья и несчастья человека — лишь в нём самом. А всё, что вы нашли — не более чем следствие, либо обстоятельства.

Притча о здоровье.

Жили, были на свете два брата. У одного брата, его звали Живо, было отличное здоровье, он никогда не болел, ходил босиком в мороз, пил ледяную воду из источника, ел, что придется, в общем, делал, то, что ему нравилось, и при этом со здоровьем у него все было в полном порядке. Другой брат, его звали Меро, все время заботился о том, чтобы быть тепло одетым, пить только тёплую воду, кушать понемногу только полезную еду, во всем слушался родителей, и при этом со здоровьем у него постоянно возникали проблемы. Что только не делали родители, к каким только врачам не обращались, все безрезультатно. И вот однажды, поздним вечером к ним в дом постучался человек. Он был очень бедно одет, в руках у него была небольшая котомка, из которой виднелись мешочки с травами. Отец сразу догадался, что это был старец – травник, и с радостью впустил его на ночлег. Хозяева накормили, напоили старца и предложили ему для ночлега лучшее место в доме. Старец в знак благодарности, предложил позаниматься с Меро, так как он был ясновидящим, и еще до того как войти в дом знал уже, что там нуждаются в его помощи. Родители с радостью согласились. На следующее утро, когда все проснулись, ни старца, ни Меро в доме не было. Выйдя во двор, родители увидели их неподалеку от дома, в тени большого дерева, старец о чем – то беседовал с мальчиком. В этой беседе, они провели три дня и три ночи, без еды и единственное, что они делали, это пили немного воды прямо из источника, который был рядом с тем местом, где они сидели. Спустя трое суток, старец и Меро, вернулись в дом.

- Лечение окончено, -сказал старец.

- Да, но вы не дали нашему мальчику ни какого лекарства, - удивился отец.

- В этом нет никакой надобности, просто выполняйте несколько простых правил, и ваш сын будет здоров. Он протянул отцу листок бумаги. Пока отец разворачивал листок и читал его, старец исчез. Отец в недоумении отнес листок матери мальчика и вот, что она прочла:

То, что не надо делать Меро:

1. Не надо ставить в пример здорового брата Живо

2. Не надо кушать яблоки, сливы, картофель, рыбу и пить молоко. Все остальное можно употреблять в пищу.

3. Не надо работать на огороде, любую другую работу по дому можно выполнять.

4. Не надо обучать семейному ремеслу, любому другому ремеслу можно обучать.

5. Не надо дружить с соседским мальчиком.

На этом список запретов заканчивался. Родители не понимали, в чем кроется суть лечения, но стали неукоснительно выполнять рекомендации старца. С этого дня, Меро внезапно перестал болеть. Прошел год, и однажды старый знакомый вновь постучал к ним в дом. Увидев старца, родители бросились к нему с благодарностями, и попросили объяснить суть лечения. "Суть лечения очень проста", - ответил старец,- "Беседуя с вашим сыном, я понял, что он чувствует себя ущербным, когда не может быть похожим на своего брата, не любит яблоки, сливы, картофель, рыбу и молоко, но употребляет эту еду, потому, что все считают ее полезной. Он не любит работу в огороде, но выполняет ее, потому, что считает, что должен во всем помогать родителям. Ему не нравиться заниматься семейным ремеслом, но он считает не допустимым сказать вам об этом. Ему не нравиться соседский мальчик, но, что бы не обидеть его, он вынужден с ним общаться. Так, в нелюбви к своим действиям, рождались болезни. И только в любви могло родиться здоровье".

С той самой поры, семья сама начала жить по этим правилам и рассказала о них всем, кому это было интересно. И там, где люди стали жить по этим правилам, воцарилось Счастье и Здоровье.

Правила счастливой и здоровой жизни:

1. Люби себя, таким, какой ты есть.

2. Люби пищу, которой питаешься.

2. Люби помощь, которую оказываешь другим.

3. Люби дело, которым занимаешься.

4. Люби круг своего общения.

Притча о здоровье.

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя.

Скажи нам: кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

— Вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

— В чем смысл жизни?

— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести. БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем. Далее…

— Почему несчастья преследуют нас?

— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

— Как преодолеть несчастья?

— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.

— Каков путь к счастью?

— Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы познавшие Единство. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

— В чем секрет изобилия?

— Жизнь ваша — величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог — драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даете, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте все в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.

— Как жить в свете?

— Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира — от мрака в сердце. Человек — это семя Солнца. Счастье — это восход Солнца. Богосозерцание — это растворение в свете. Просветление — это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие света.

— Как обрести гармонию?

— Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь — там Бог.

— Как достичь совершенства жизни?

— Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру и мир откроется вам. Отказавшись от противостояния, вы становитесь владыкой.

И, посмотрев на всех с любовью, он добавил:

— Но многое еще вам откроет Безмолвие… Только будьте Собой…

Радость и гнев

Притча от Александры Лопатиной

Два сына были у родителей. Один — весёлый, другой — мрачный. Один улыбался, как солнышко, даже если голодный был. Второй сердился, даже если получал пряник: «Этот пряник чёрствый».

С весёлым братом сердитый не дружил и считал его глупым.

— Чего радуешься, дурачок? — злился он и щёлкал брата по лбу.

Улыбка сходила с лица мальчика, пока он потирал лоб. Но через минуту снова возвращалась.

— Не обижай брата, — просила мать. — Пусть смеётся. Кто умеет веселиться, тот и горя не боится.

— Все его любят, а меня никто, — ворчал сын.

Прошло время, выросли сыновья и уехали из деревни. Больше они друг с другом не встречались.

Состарились родители, заболели и попросили сыновей срочно приехать. Первым приехал сердитый сын. Он уже сам выглядел стариком.

— Зачем звали? — гневно спросил сын. — У меня и без вас много проблем.

Тут в дом вошёл молодой человек. Вгляделся в него дед и поинтересовался:

— Ты, наверное, внук наш? Разве твой отец сам не мог приехать?

Молодой человек рассмеялся и сказал:

— Здравствуйте, дорогие родители. Не внук я, а сын ваш.

— Видно, ты хорошо жил, сынок, горя да бед не знал, — изумился отец.

— Узнал я беду, когда мой дом сгорел. Но соседи помогли новый дом построить. У нас говорят: «Кто людей веселит, за того и свет стоит». Узнал я горе, когда заболел смертельной болезнью. Но нашёл я средство от болезни, а больше всего смех меня лечил. Смех — великий лекарь, — рассказал молодой человек.

— От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Надо и нам чаще улыбаться, тогда старость от нас убежит, — засмеялась мать.

Притч много. Они созвучны со сказкотерапией. Но для подростков притчи удобнее. Это отвечает их возрасту больше. Они, по их мнению, выросли из сказок. А притчи слушать не стыдно.

Сделайте выводы из прослушанных притч. Сейчас вы можете написать или нарисовать собственную притчу, или написать продолжение или альтернативную концовку прослушанным притчам, или нарисовать чувства, которые вызвали эти притчи. Самое главное, чтобы вы не остались равнодушными. Приступайте к заданию.

Поделитесь своими мыслями. Что вы изобразили (написали? Как это все повлияло на вас? С какими чувствами вы уйдете с семинара? Что заберете с собой?

Публикации по теме:

Использование конструктора-репейника Банчемс (Bunchems) в работе психологаИспользование конструктора-репейника Банчемс (Bunchems) в работе психолога Конструктор-репейник Банчемс (Bunchems) - это набор мягких разноцветных шариков, с мягкими иголочками, загнутыми на концах. Эти пушистые.

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 учебный год Педагог-психолог: Никитина С. Н. Работа педагога-психолога.

Игры, используемые при взаимодействии учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе со старшими дошкольниками с ЗПР Логическая таблица «Чем похожи и в чём различие?» Картинки с листьями берёзы и клёна: на первой картинке 1 зелёный и 2 жёлтых листа берёзы;.

Использование приемов куклотерапии в работе психолога Конспект занятия с детьми тема: «Кукла Северная Берегиня - Травница» Подготовила и провела: педагог – психолог Сапогова О. В. г. Оренбург,.

Метод сказкотерапии в работе педагога-психолога с использованием метафорических карт Диапазон применения проективных карт огромен: способы решения конфликтов, личностный рост, групповая динамика, посттравматический синдром,.

МО педагогов-психологов «Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ»МО педагогов-психологов «Использование ИКТ и ЭОР в работе педагога-психолога ДОУ» В нашем современном обществе ребенок буквально с первых дней своей жизни погружается в информационный поток. В ближайшем окружении ребенка.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Отчет о проделанной работе педагога-психолога Отчет о проделанной работе педагога – психолога В течение 2015-2016 учебного года была проведена психолого-педагогическая работа согласно.

Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога-психолога ДОУ «Индивидуализация образовательного процесса в работе педагога – психолога ДОУ» Работая по второй годовой задаче детского сада «Индивидуализация.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование притч в работе педагога-психолога
Опубликовано: 20 января 2017 в 11:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование притч в работе педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зубкова (УИ 936490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД