Мария Шеломенцева
Отчет о проделанной работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проделанной работе педагога – психолога
В течение 2015-2016 учебного года была проведена психолого-педагогическая работа согласно составленному ранее плану. В его содержание входили следующие поставленные цели:
Формирование представлений учащихся о себе, о своих способностях, возможностях и интересах.
Формирование коммуникативных навыков, адекватного самопредъявления.
Формирование навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности;
Публикация «Отчет о проделанной работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Развитие навыков коллективизма и использование их в реальной жизни.
Обучение навыкам уверенного поведение;
Коррекция эмоционально-волевой сферы, самооценки.
Задачи деятельности педагога - психолога :
Оказывать помощь и содействие педагогам в развитии детей, в организации их собственного психического комфорта, душевного равновесия и стабильности;
Обеспечить эмоциональное благополучие детей, педагогов;
Обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, воспитателями;
Прививать культурные качества учащимся.
Основными направлениями деятельности являлись:
Наблюдение за воспитанниками в процессе взаимодействия с социумом;
Консультации педагогов и ребят;
Диагностика по запросу;
Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с элементами тренингов;
Консультативно-просветительская деятельность.
Методы и формы работы педагога – психолога :
Мною использовались различные формы и методы работы с педагогами и воспитателями : беседы, консультации, групповое взаимодействие.
С детьми были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, наблюдения, беседы, тестирование, опросы, методы арт-терапии, сказкотерапии, медитации.
Материально – техническая база: кабинет оснащен согласно рекомендациям. В кабинете имеются психологические пособия, игрушки, диагностический материал (в т. ч. для диагностики интеллекта тест Векслера, психологическая литература.
В работе использовались канцелярские принадлежности:
пластилин;
глина;
восковые мелки;
бумага;
гуашь;
простые карандаши;
маркеры;
клей;
цветная бумага.
В течение моей работы (февраль - май 2016 года) регулярно проводилась групповая и индивидуальная диагностика. На индивидуальных обследованиях изучались следующие параметры: темперамент и характер учащихся, самооценка, оценивался уровень тревожности и агрессивности, изучение уровня умственных способностей, отдельных психических процессов и другие аспекты личности и поведения учащихся. Индивидуальные консультации проводились как с педагогами, администрацией, так и с детьми.
С учащимися 9 классов была проведена диагностика самооценка психологической готовности к экзаменам, и определения склонностей детей к будущей профессии. А также были проведены встречи направленные на повышение уверенности в собственных силах.
В конце учебного года проведена сравнительная диагностика с целью изучения результатов после курса занятий и определения дальнейших направлений работы с отдельными классами.
Групповая работа :
1. 1и 2 класс.
В группе 1 и 2 классов велись развивающие занятия под названием «Радость познания». В основе этих занятий лежит программа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, разработанная с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Целью данной программы является развитие когнитивной и эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Программа курса включает следующие направления:
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнение, обобщение, выделение существующих признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т. д.);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
Формирование учебной мотивации;
Развитие личностной сферы (том числе характерных для адаптационного периода тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
Целью курса занятий «Радость познания» является:
Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности;
Формирование навыков произвольности и самоконтроля, усвоение простейших приемов эффективного восприятия и запоминания вербальной и визуальной информации,
Достижение высокого уровня развития наглядно-образного мышления и создания фундамента для эффективного последующего развития абстрактно-логического мышления.
Кроме того, учащиеся в процессе занятий приобретают практические навыки решения широкого круга логических задач, требующих творческого подхода и развивающих познавательную активность.
2. 3 и 4 класс.
Для учащихся 3 и 4 классов проводились развивающие занятия под названием «Я учусь учиться» Т. Н. Князевой.
Целью данного курса занятий является:
Повышение уровня умственного развития;
Развитие познавательных способностей;
Развитие умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
Развитие пространственного воображения.
Задачи занятий:
Развить навыки произвольного внимания и восприятия;
Формировать приемы образного и логического запоминания;
Расширить объем памяти;
Обучить приемам аналитико-синтетической деятельности;
Развить рефлексивно-регулятивных и контроль - оценочных действий;
На занятиях использовались следующие методы и формы работы : прием арт-терапии, работа с пластилином, сказкотерапия, игровые упражнения, воображаемые путешествия
3. 5 класс.
С учащимися 5 классов продолжала работу по разработанному курсу адаптационных занятий «Моя планета».
Целью данного курса занятий является:
Удовлетворение потребностей младших подростков в самоутверждении среди сверстников;
Сохранение нервно – психического здоровья детей и формирование умения находить выход из трудных ситуаций.
Задачами занятий является:
Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере;
Повысить самооценку, уверенность в свои силы;
Развить волевую, коммуникативную и мотивационную сферы;
Развить навыки принятия обоснованных решений;
Учить адекватно реагировать на трудности;
Сплочение детского коллектива.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, сказкотерапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия с ребятами проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После окончания занятий учащиеся стали сплоченнее, терпимее и добрее по отношению друг к другу, произошло снижение конфликтных ситуаций, дети стали чаще использовать конструктивные решения для преодоления конфликтных ситуаций. Учащиеся усвоили все эти формы взаимодействия с окружающими, но не всегда применяют их на практике.
4. 6 класс.
С учащимися 6 класса была продолжена работа по курсу занятий под названием «Стремлюсь к успеху».
Целью данных занятий является:
Создание условий для успешной социально-педагогической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Нравственное совершенствование детей, развитие коммуникативной сферы и формирование способностей по преодолению барьеров в общении друг с другом;
Привитие социальных навыков для успешного развития и социализации в обществе;
Формирование способностей для адекватного самопредъявления способностей и личностных качеств ребят.
Задачами занятий является:
Подвести ребят к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним;
Создать условия для успешного всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Привить социальные навыки групповой и коллективной работы для успешного развития и социализации в обществе;
Данный курс занятий был разработан на основе программы А. В. Микляевой «Я – подросток».
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, сказкотерапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия с ребятами проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После прохождения занятий ребята научились проявлять терпение и толерантность по отношению друг к другу, научились преодолевать барьеры в общении друг с другом; терпимее и добрее по отношению друг к другу, появился интерес к общению.
5. 7 класс
Для учащихся 7 класса был разработан курс занятий под названием «Я и они».
Целью данных занятий является:
Создание условий для успешной социально-педагогической адаптации учащихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Нравственное совершенствование детей, развитие коммуникативной сферы и формирование способностей по преодолению барьеров в общении друг с другом.
Задачами занятий является:
Привить социальные навыки для успешного развития и социализации в обществе;
Привить навыки групповой и коллективной работы;
Оказание помощи подростку в осознании себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружного «Они»;
Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, сказкотерапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия с ребятами проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. Ребята спокойно взаимодействовали друг с другом, учились выходить из конфликтных ситуаций, активно осваивали различные формы сотрудничества, культурно выражали свою точку зрения.
6. 8класс
С учащимися 8 класса была продолжена работа по разработанному курсу тренинговых занятий под названием «На пороге взрослой жизни».
Цель занятий:
Развитие самосознания и самопознания подростков;
Формирование системы ценностей учащихся;
Моделирование подростками своего будущего;
Развития терпения по отношению друг к другу;
Преодоление барьеров в общении друг с другом.
Задачи курса:
Дать ученикам знания о самом себе и научить эти знания получать самостоятельно.
Развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности.
Способствовать нравственному самосовершенствованию ученика, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, сказкотерапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия с ребятами проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После курса занятий дети стали гораздо терпимее, добрее, повысилась культура общения, научились устанавливать контакты, без затруднений выходить из конфликтных ситуаций. Научились выслушивать друг друга, делиться своими переживаниями, трудностями.
7. 9 класс
Было проведено 3 групповых занятия : Психологическая подготовка к ОГЭ; Профессиональное самоопределение; Вредные привычки и Я.
В основном с ребятами 9 класса работала индивидуально, по программе «Я выбираю профессию».
Целью программы является:
Развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению.
Задачи программы.
Повысить уровень мотивации к профессиональному
самоопределению.
Активизировать процессы самопознания.
Повысить психологическую компетентность.
Формировать адекватную самооценку.
Формировать умение планировать свое профессиональное будущее.
Познакомить с выбором профессий в условиях рынка труда.
После посещенных занятий некоторые ребята определились с выбором профессии, и умели планировать свое профессиональное будущее.
Так же были проведены занятия в групповой и индивидуальной форме по направлению психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ.
Целью занятий является:
Психологическая подготовка выпускников по подготовке к государственной итоговой аттестации;
Создание условий к их дальнейшей успешной социализации и адаптации в обществе.
Задачи занятий:
Выработать с учащимися оптимальную стратегию подготовки к ОГЭ, осознать свои сильные и слабые стороны,
Отработать навыки уверенного поведения во время ОГЭ, навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы,
Оказать помощь в осознании собственной ответственности за поступки, обучить навыкам конструктивного взаимодействия, анализу своих установок;
Снять напряжения, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение
Способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени.
Индивидуальная работа :
1. Работала с Кирилецкул А. М. по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей склонных к аутоагрессивному поведению».
Целями данной программы являются:
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и профилактика агрессивного и аутоагрессивного поведения.
Задачи:
Формирование актуального поля знаний у родителей, педагогов, обеспечивающих эффективный процесс психолого-педагогической поддержки обучающихся «группы риска»;
Изучение особенностей психолого-медико-педагогического статуса учащихся с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной психологической или психиатрической помощи;
Обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
Формирование у обучающихся позитивного образа «Я», обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, принятия ответственных решений, выработка адекватной самооценки;
Развитие у обучающихся навыков саморегуляции своего эмоционального состояния.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, сказкотерапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия с Настей проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После занятий улучшилось эмоциональное здоровье Насти, девочка начала больше доверять окружающим.
2. Работала с Шаторным К. и Киевским Б. по составленной программе «Волшебный ключик».
Целью занятий являлось:
Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи и высокий уровень тревожности.
Задачи данной программы:
Снизить тревожность детей младшего школьного возраста;
Повысить уровень самооценки;
Актуализировать чувство страха и тревоги;
Осуществить контроль над объектом страха.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, игротерапия, телесная терапия, медитативные техники, упражнения для релаксации. Некоторые занятия проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После окончания занятий снизился уровень тревожности, но так как было мало времени для реализации программы в полном объеме, не было получено хорошего результата, данную работу следует продолжить в следующем учебном году.
3. Индивидуальные занятия по программе «Ступеньки роста» были проведены с Ткач О; Сапуновым Д; Сорокин Б; Савватеев В; Головатый Н. ; Бардин А. ; Базаев А. ; Поляков Д; Петухова М. ; Зубов А.
Целью занятий являлось:
Формирование у ребенка навыков конструктивного общения, основ саморегуляции, социальной ответственности.
Задачи данной программы:
Обучать способам конструктивного общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и воспитателями.
Формировать у ребенка навыки практического владения выразительными движениями, собственным телом;
Развивать адекватную самооценку и оценку поведения и поступков окружающих его людей.
На занятиях были использованы следующие методики работы : арт-терапия, игротерапия, телесная терапия, упражнения для релаксации. Некоторые занятия проходили в сенсорной комнате для снятия нервного напряжения, двигательной расторможенности. После курса занятий дети стали гораздо добрее, повысилась культура общения, научились устанавливать контакты, без затруднений выходить из конфликтных ситуаций. Научились выслушивать друг друга, делиться своими переживаниями, трудностями.
4. Были проведены индивидуальные занятия по программе «Развитие внимание и памяти у младших школьников» с Павловой А. ; Петря П. ; Стенковенко В. ; РезникД. ; Чернецкая А. ; Петря А.
Целью занятий являлось:
Развитие и коррекция внимания и памяти.
Задачи:
Учебная: познакомить учащегося с понятиеми «внимание» и «память», его свойствами.
Развивающая: развивать основные свойства внимания и памяти, произвольности.
Воспитательная: укреплять и развивать волевые качества личности.
На занятиях были использованы следующие методы работы : арттерапия, игротерапия, упражнения. По результатам проведенных занятий, у ребят появился опыт наблюдения, внимательности, наблюдательности, ведения диалога, понимать и выполнять инструкцию, анализировать, сопоставлять сравнивать, делать выводы и главное применять в жизни.
Принимала участие с докладами на тему «Реабилитационная работа с детьми, пережившими жестокое обращение в условиях организации для детей, оставшихся без попечения родителей» на педсовете.
В индивидуальной и подгрупповой работе использовала один из методов психотерапии – сказкотерапию. Эта форма работы ребятам очень интересна и приносит положительные результаты.
В новом учебном году планируется ввести эту форму работы в групповые занятия. Так же планирую продолжить работу с логопедом по группе риска, по программам «Найди себя» с учащимися 13-18 лет и «Ступеньки роста» с учащимися 9-12 лет, целью которых будет являться обучение подростков использованию социально - приемлемых способов снятия внутреннего напряжения, конструктивным способам взаимодействия с окружающими, основ саморегуляции, социальной ответственности. Планирую так же включить в совместную работу по группе риска социального педагога и медицинского работника.
Так же планирую начать совместную работу с социальным педагогом по программе «На пороге взрослой жизни» 9 класса, целью программы является формирование позитивного отношения к своим возможностям через преодоления возникающих трудностей и оказание поддержки друг другу.
Педагог – психолог : Шеломенцева М. А.