МААМ-картинки

Семинар-практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»

Светлана Коссе
Семинар-практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Населённый пункт: город Нягань Тюменская область

Наименование материала: семинар-тренинг для воспитателей ДОУ

Раздел: педагогика и психология

Педагог и ребёнок. Барьеры в общении.

Введение

Публикация «Семинар-практикум „Педагог и ребёнок, Барьеры в общении“» размещена в разделах

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизация российского образования (на период 2010г.) определяет приоритетные цели и задачи. Решение которых требует построение адекватной системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса. В качестве основных приоритетов выступают: личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром. Правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.

Взрослый человек не может быть безучастен к тому, что происходит вокруг. Поступки, предметы, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства переживания, радуют и огорчают. Несмотря на это, он может контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим. В отличие от взрослых ребенок выражает свои эмоции бурно и непосредственно. И не столько потому. Что у него слабо развит самоконтроль - у него нет жизненного опыта.

Основой для накопления ребенком положительного опыта является эмоционально комфортный климат в группе детского сада и содержательное, личностно- ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Каждый педагог должен в полной мере осознавать: чтобы ребенок в будущем безболезненно адаптировался к требованиям школьной, а затем и взрослой самостоятельной жизни, он должен обладать набором «компетентности», среди которых важную роль играет эмоциональная (способность выдерживать нагрузки, разочарования, не бояться новых ситуаций, уверенность в себе и своих силах). Однако сложившаяся практика показывает, что уровень знаний воспитателей об эмоциональной сфере дошкольников недостаточен, поэтому работу по формированию эмоциональной стабильности у детей следует начинать с обучения педагогов.

Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.

Задачи:

формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников;

расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения различать и понимать их;

обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками ведущим.

Основная часть.

Ход семинара.

Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

Упражнение «Разогревки-самооценки»

цель:снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

• если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

• если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

• если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

• если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

• если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

• если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

• если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

• если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

• если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Вопросы к педагогам:

- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегаПсихологический насх, выполняя эти задания?

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Тема нашего сегодняшнего семинара «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

- Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – красота

О – органичность

М – мама

Ф – фантазия

О – отдых

Р – радость

Т – тепло

- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель — развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры.

Каждый участник (по кругу) высказывается.

Первый начинает со слов: «Педагогом быть хорошо, потому что…», второй — «Педагогом быть плохо, потому что…», чередуя «хорошо» и «плохо» по кругу.

Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на роль педагога? Было ли что-то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?

Мини-лекция «Психологический комфорт – основа психического здоровья ребёнка»

Почему же столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей?

Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:

• появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

• переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);

• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности, проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность. В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоционально неустойчивостью поведения, выходящих из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей : «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, т. к. большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально – комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию.

Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Именно от нас педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу.

Итак, главным критерием психологического пространства является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу, а на игровую деятельность, учебную, на творчество.

Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников.

Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический

комфорт в группе.

Познакомить воспитателей со стилями педагогического общения.

Авторитарный стиль; Либеральный (попустительский); Демократический стиль.

Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.

Именно правильно выбранный стиль общения педагога – психолога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Упражнение «Солнце»

Цель — показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Материалы:

• детские рисунки на тему «Злой человек»,

• 3—4 листа ватмана;

• маркеры и краски (для каждого участника).

Психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы

20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.)

Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного

поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

Заключительное упражнение. «Как действуют слова на ребенка»

Сколько бы мы не слышали о целебной силе доброго слова, иногда все равно говорим нелепые вещи ужасным тоном, потом себя коримо за это. Но слово не воробей, вылетело - не поймаешь.

Поэтому я решила вам на практике наглядно показаты влияние слова на ребенка.

• стакан воды-.дитина (чистая, простая, наивная)

• соль - грубые, соленые слова;

• перец - слова, которые пекут, оскорбительные слова;

• горсть земли - безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыплю в стакан. Все это хорошо перемешаем - получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только немного взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность и другие проблемы.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

• «Большой» - для меня было важным и интересным…

• «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию

• «Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)

• «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы.

• «Мизинец» - для меня было недостаточно.

заключительная часть.

Приложение 1

Психологические речевые настройки:

цель: создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Вам предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

• Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе, пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

• Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. а для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

• Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро.

А в нашей группе тепло, светло и весе, а весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Приложение 2

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя. свести лопатки. улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. я достойна самого лучшего».

6. Положив на лоб левую ладонь. затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».

7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».

8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».

10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».

Библиография

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель. 2011. – 143с

2. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт. - сост. С. В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

№6 июнь 2010г. ; №1 январь 2011г.

4. htt:// osvita-ua/net/ school/technol/1266/ print/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Дела семейные» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное дошкольное учреждение -детский сад '' Ласточка '' г. Аркадак Воспитатель: Лютикова.

Консультация для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребёнок» Консультация для воспитателей «Здоровый педагог – здоровый ребёнок» Важно, каким будет поколение, пришедшее на смену предыдущему, чтобы.

Семинар-практикум для педагогов «Особенный ребёнок. Способы взаимодействия» МБДОУ ДС "Катюша" г. Волгодонска Семинар-практикум для педагогов "Особенный ребёнок. Способы взаимодействия" Подготовила: педагог-психолог.

Семинар-практикум «Детская агрессивность» Семинар-практикум для педагогов по теме: «Детская агрессивность» Цель семинара: повышение профессиональной психолого-педагогической компетенции.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровый педагог — здоровые дети» Здоровье воспитанников находится в тесной связи со здоровьем педагога. У нездорового воспитателя: ниже качество работы, дети хуже усваивают.

Семинар-практикум «Сплочение коллектива» Тренинг командообразования Подготовила педагог-психолог Абдурашитова Л. И. Цель семинара - практикума: сплочение.

Семинар-практикум «Лепка из теста» Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Поэтому перед воспитателями стоит определённые задачи:.

Семинар-практикум «Экспериментируем вместе!» .

Семинар-практикум «Здоровый ребёнок — счастливая семья» для родителей младшей группы ДОУ Семинар-практикум для родителей «Здоровый ребёнок – счастливая семья!» с использованием здоровьесберегающих, ИКТ и игровых технологий из.

Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад»Фотоотчет «Семинар «Семья — ребёнок — детский сад» Здравствуйте коллеги! Хочу рассказать Вам о прошедшем в нашем саду семинаре-практикуме для воспитателей групп раннего возраста. Перед нами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»
Опубликовано: 18 августа 2018 в 16:19
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Педагог и ребёнок. Барьеры в общении»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Коссе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД