Кристина Архипова
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада.
- закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания.
Ход тренинга для воспитателей детского сада
Закройте глаза и представьте, что вы лежите в траве, трава мягкая и шелковистая, вы вдыхаете прекрасный аромат, слышите стрекот кузнечиков, шуршание букашек, вам хорошо и спокойно. Вдруг подул лёгкий ветерок, и вы чувствуйте, как набираетесь сил, бодрости, хорошего настроения (Звучит музыка из цикла «Природа»). А теперь откройте глаза.
Знакомство.
Ведущая предлагает каждому представить себя цветком, рассказать, какого он цвета, где растет, что его окружает. Каждый участник рисует цветок, с которым он себя ассоциирует, а затем объясняет, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как ромашка, а завтра я буду колючая, как кактус».
Обозначение выбранного цветка:
Астра - печаль;
Василек - простота, нежность, (базилик);
Гвоздика - мужество, стойкость, солидарность, уважение;
Василек полевой - благодарность;
Лен - символ девичьей красоты;
Ландыш - скрытая любовь, таинственность;
Мак - красота, молодость, мудрость, доброжелательность;
Мальва - красота, холодность, педантичность;
Нарцисс - гордость, самовлюбленность;
Первоцвет - разочарование в чувствах, любви;
Пион - долголетие, здоровье;
Подснежник - чистота, верность;
Роза - чувственность, любовь, здоровье;
Ромашка - любовь, мир, нежность;
Фиалка - застенчивость, скромность, доверчивость, верность в любви;
Лилия - чистота, невинность, справедливость;
Ирисы - чистота, невинность, справедливость;
Орхидея - свобода, самостоятельность, уверенность в себе;
Хризантема - благоразумие, справедливость, критичность;
Лотос - уязвимость, чувствительность, эмоциональность;
Гербера - желание привлечь к себе внимание, демонстративность, уверенность.
Язык цвета выбранного цветка:
Красный - энергия, активность; символизирует жизнь, свободу, торжественность;
Белый - нейтральный; символизирует невинность, чистоту;
Голубой - холодный, пассивный; символизирует доверие, бесконечность.
Желтый - теплый, веселый; символизирует свет, жизнь, радость, уважение к старости;
Зеленый - спокойный; символизирует мир, покой, надежду;
Синий - спокойный, сентиментальный; символизирует доверие, бесконечность.
Оранжевый, - зрелость, стремление к цели;
Розовый - нежность, мечтательность, покой;
Фиолетовый - мудрость уравновешенность.
разминка «методика»
Вопросы:
— Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева).
— Один из главных методов при ознакомлении с природой (наблюдение).
— Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой (занятие).
-Относительно новое название проведения опытов в природе (экспериментирование).
Мир зверей.
-Какие звери летают? (белка — летяга, летучие мыши)
-Что нужно сделать жирафу, чтобы напиться (раздвинуть передние ноги?
-Когда кабаны выходят на охоту (ночью?
-Кто плуг на голове носит (олень?
-Умеют ли слоны плавать (да?
Мир птиц.
— Самая маленькая птица в нашей стране (королёк?
— Какая птица может летать хвостом вперёд (колибри?
— Какие птицы выводят птенцов зимой (клёст?
— Какую птицу и какое растение зовут одинаково (киви?
Мир растений.
К научным названиям комнатных растений написать народные:
Пеларгония — герань
Зигокактус — декабрист
Бальзамин — огонёк
Сансевьера — щучий хвост
Колеус — крапивка
Алоэ — столетник
Аспидистра — дружная семейка
психогимнастика.
Изобразить так, чтобы другие отгадали:
Кактус, собака, ёж, коза, ящерица, петух, лиса.
Упражнение «Отгадай птицу»
Это упражнение способствует развитию речи, воображения сплоченность в работе с командой. Каждый участник вытягивает карту определенного цвета, на которой написан фрагмент стихотворения о птице. Участники группируются по цвету, составляют загадку из отдельно нарезанных полосок; а другие отгадывают ее.
Врачом он леса зовется,
Часто слышат на деревьях:
«Тук - тук - тук» - это кто?
Клюв его, как долото.
(Дятел)
Певцом любви и счастья
Он в народе называется,
Все говорят: «заливается» -
В небе песня разливается.
(Соловей)
Упражнение «Дайте оценку»
Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.
1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:
- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.
- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?
- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.
Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».
2) Когда Сережа переехал с родителями в новый дом, бабушка подарила ему котика. Он у них немного прожил, а потом мама выгнала кота со стороны из дома и сказала: «Не плачь. Я куплю тебе саблю и винтовку».
3) Воспитатель попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос воспитательницы, как он помог дома маме мальчик ответил:
- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».
Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение коллегам.
Такие упражнения побуждают воспитателей к более активной работе с родителями.
Упражнение «Песенный вернисаж»
Команды должны вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.
Весной начиная с мая создать экологическую тропу по д. с. (ответственные)
Упражнение «Составь экологическую сказку»
В заключении составить коротенькую экологическую сказку.
Психологическое упражнение «Полюбите животное»
На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.
У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т. д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми