Татьяна Шамина
Консультация для воспитателей «Патриотизм и патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Патриотизм и патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь от любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализм, чужд национализму.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания – развития в Российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Цепочка планомерного воспитания патриотических чувств у ребенка :
СЕМЬЯ - ДЕТСКИЙ САД - РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН – РОДНОЙ ГОРОД, СТРАНА - СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ (Конституция)
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы:
• Наглядный - наблюдение, показ сказок, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.
• Словесный – чтение литературных произведений, стихотворений детьми и взрослыми, разнообразные игры, загадывание загадок, рассказы детей по схеме, иллюстрации, разбор житейских ситуаций, викторины, конкурсы, тематические вечера.
• Практический – организовать продуктивную деятельность, разнообразные игры: строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки, сшить кукол к сказкам, провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить наглядные пособия для занятий.
Провести занятия из цикла:
• «Мир вокруг нас» - богатство, красота и разнообразие мира, созданного природой и руками человека, понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, природным богатствам.
• «Дерево добра» - на основе литературных произведений учить детей различать добро и зло, видеть красоту благородных поступков, воспитывать желание делать добро в пользу добра.
• «Город, в котором я живу» - история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России.
• «Наша Родина – Россия» - история Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников.
• «Православная культура» - история православных праздников, традиции отечественной культуры, календарные праздники (участие детей и родителей)
• «Хозяева и хозяюшки» - знакомство с укладом жизни в православной семье, предметная среда русского дома, особенности мужских и женских домашних дел, традиции и проведение семейных праздников, домашняя утварь, инструменты.