сухарникова елена
Патриотическое воспитание старших дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Сухарникова
МБДОУ ДСКВ №118, г. Братск
Патриотическое воспитание старших дошкольников в проектной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении является частью всестороннего воспитания ребенка, необходимым условием для освоения ценностей отечественной культуры, воспитания достойного гражданина своей страны.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Детство – главный период в жизни человека для приобретения знаний об окружающем мире и формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Одной из ступеней духовно – нравственного воспитания является патриотическое воспитание.
В словаре Ушакова Д. Н. патриот – это «человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя интересов своей родины», а чтобы понимать интересы своей родины, необходимо с раннего возраста поэтапно давать детям элементарные знания об истории России и прививать ценностные установки, принятые в родной стране.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»[1,п. 1.4], формирование у них представлений о малой родине и Отечестве. Задача педагогов «объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1,п. 1.6]
Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении включает в себя целый ряд задач:
1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
2. Расширение представлений о городах края, области, России.
3. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн, столица).
4. Развитие интереса к истории России, знакомство с государственными праздниками, традициями.
5. Формирование толерантности к другим народам.
В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные методы и приёмы, и для эффективного усвоения детьми новых знаний и навыков, объединяю их в познавательные, исследовательские проекты. Помимо проектов «Я и Моя семья», «Мой любимый город Братск», «Я житель таёжного края», которые ставят целью знакомство детей с ближайшим окружением, обязательными стали проекты ко Дню защитника России и ко Дню Победы.
Проектная деятельность «Защитники России» в настоящее время актуальная и достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта, особенно во взаимодействии с семьями воспитанников. Современные дети не мечтают стать доблестными воинами, не играют в «войну» и не считают защиту своей Родины священным долгом. И это предпочтение идёт из семьи, где многие папы и дедушки имели негативный опыт службы в Армии и считают правильным ограждать мальчиков от этой стороны общественной жизни. С экранов телевизоров нам рассказывают, что Армия меняется, оснащается новым современным оружием, но не в каждой семье это одобряется. А праздник «День защитника отечества» постепенно превращается в гендерный, равносильный международному женскому дню 8 марта, т. е. не ассоциируется с Вооруженными Силами России. Но Армия стране необходима. Ещё Платон в своём труде «Государство» рассуждал, что невозможно создать государство без армии и воинского сословия. Поэтому считаю необходимым планировать со старшими дошкольниками познавательные проекты «Защитники Отечества» для того, чтобы познакомить с историей праздника, рассказывать о воинских подвигах прошлого России и современных достижениях Вооруженных сил России, воспитывать уважение к профессии военного.
Познавательный проект «Защитники России» со старшими дошкольниками целесообразно планировать в два этапа: «Богатыри земли русской» и «Служу России!».
Цель первого этапа «Богатыри земли русской» донести до детей понимание, что все богатыри из современных мультфильмов про Илью Муромца, Добрыню Никитича и т. д., были не просто красавцами и силачами, а воинами, защитниками Древней Руси. Знакомство с ними начинается с чтения былин, ведь былины – это энциклопедия русской жизни, национальная культура, жанр народного творчества. Из былин дошкольники получают элементарные исторические сведения о жизни людей в Древней Руси, об оборонительных войнах, которые вела наша страна в далёком прошлом. Узнают об элементах одежды русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги; знакомятся с названиями богатырского оружия: палица, копьё, щит, меч, стрелы, лук, булава. После чтения былин предлагаем детям рассказать, какие были богатыри, создаём положительный портрет, образ богатыря современным языком. Например, у Алёши папа был священником, попом, поэтому его называют Попович. Родом он из русского древнего города Ростова, был сильным, дерзким и очень находчивым. Где силы не хватало победить врага, там смекалка, выдумка помогала ему, умел договариваться с природными стихиями (дождём, градом). Другой русский былинный богатырь Добрыня Никитич был не только силён, но и очень образован, умён. Хорошо играл в шахматы, играл на музыкальных инструментах, прекрасно пел, был дипломатом, т. к. не любил кровопролития.
Познакомив детей с былинами, рассказываем, что такие богатыри - воины существовали на самом деле в истории России и их было больше, чем это описано в литературных произведениях. После знакомства с каждым из богатырей подводим детей к пониманию, для чего богатыри, в конце концов, объединились: чтобы дать отпор многочисленным врагам. И это была первая русская Армия, которая не только сильна, но и умна, образована, находчива, великодушна, добра, когда это не касалось врагов, умела решать проблемы мирным путём. Таким образом, формируем у детей положительный образ воина – защитника.
Знакомство с богатырями продолжаем во время рассматривания картин, репродукций, отмечаем своеобразие одежды, оружия, коней. Также слушаем фрагменты классической музыки о богатырях. Например, А. П. Бородин «Богатырская», Н. А. Римский-Корсаков «Садко» и другие. Обсуждаем пословицы и поговорки о доблести и славе. Например, «Не родом богатырь славен, а подвигом», «Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить». Полученные знания закрепляем на творческих занятиях. Например, рисование «Богатырский конь», «Славный богатырь», ручной труд из бумаги «Богатырский шлем» и другие.
После знакомства с историей Древней Руси рассказываем дошкольникам про русскую армию времен царской монархии. Красочными иллюстрациями, познавательными беседами и презентациями, чтением отрывков из произведений русских классиков (А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов) подводим детей к выводу, что Армия в России была всегда. Особенно отмечаем, что роль русской Армии того времени была именно в защите границ России от врагов, что она никогда не нападала на другие страны. В беседах делаем акцент на тот факт, что если бы Армии не было, то и государства Россия уже бы не существовало, т. к. её всегда хотели завоевать другие страны.
Второй этап проекта «Защитники России» проводим непосредственно перед праздником День защитника Отечества. Цели этого этапа проекта : рассказать детям об истории возникновения этого праздника, познакомить с современными видами войск, рассказать о миротворческой миссии российской Армии за рубежом. На данном этапе наряду с наглядными и словесными методами работы (презентации, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использовали приём «гость группы». В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (пап, служивщих в рядах Российской армии, дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. На совместные мероприятия приглашали пап и дедушек не только для познавательных бесед, но и для торжественного праздника и проведения спортивного досуга.
На творческих занятиях дошкольники закрепляли знания, полученные от воспитателей и от гостей группы. Это рисование «Современная военная техника», «Рода войск», лепка «Защитник России», «Пограничная собака» и другое. А ещё мальчики принимали активное участие в создании праздничного стенда, где каждый выбирал себе форму одного из рода войск и оружие для фотографии – коллажа, чтобы порадовать и понравиться девочкам и мамам.
После завершения проекта «Защитники России» старшие дошкольники стали больше задавать вопросов об истории России, о национальных традициях празднования государственных праздников, стали расспрашивать пап и дедушек о службе в Армии и с гордостью рассказывать сверстникам об этом.
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов!»- писал Шарль Луи де Монтескье. А дошкольное детство является первой ступенью в воспитании из мальчиков настоящих мужчин, будущих отцов.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Министерство образования и науки РФ, М: 17.10.2013, п. 1.4, п. 1.6.
2. Интернет ресурс Википедия,
3. Рыбаков Б. А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М: Изд-во Академии наук,1963