Елена Ермилова
Патриотическое воспитание современных детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание современных детей в ДОУ
Аннотация. В статье изучаются вопросы воспитания нравственно-патриотических чувств детей в дошкольных учреждениях. Показано значение возрастного периода для формирования позитивных установок в воспитании нравственно-патриотических чувств. Обозначены основные направления педагогической работы по данной проблеме.
Публикация «Патриотическое воспитание современных детей в ДОУ» размещена в разделах
Abstract. The article studies the issues of education of moral and patriotic feelings of children in preschool institutions. The significance of the age period for the formation of positive attitudes in the upbringing of moral and patriotic feelings is shown. The main directions of pedagogical work on this problem are outlined.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дошкольники, социальная активность, взаимодействие.
Key words : patriotism, patriotic education, preschoolers, social activity, interaction.
Фундамент будущей личности и гражданина своей страны закладывается в человеке, начиная с дошкольного возраста. В результате патриотического воспитания, осуществляемого в дошкольном учреждении, дети получают возможность лучше и точнее ориентироваться в настоящем мире, понимать исторические факты, а также трактовать их для себя как события, имеющие значения для государства. Именно данный возраст является чрезвычайно важным для развития у ребенка патриотических чувств, так как в дальнейшем на основе полученной в детстве информации вырабатывается естественный механизм сомнения в предлагаемых ценностях и нормах поведения.
Это обуславливает необходимость для педагогов детских садов воспитывать в детях чувство любви к Родине, понимание сущности данного понятия, заложение фундамента знаний культурно-исторического характера о крае, городе, районе и пр. С учетом сказанного следует подчеркнуть, что воспитание патриотических чувств наиболее логичным образом осуществляется именно в условиях ДОУ с учетом поддержания связи с семьей и группой.
Формирование патриотизма началось еще в эпоху Платона, являя собой одну из тематических линий его философских опытов. В дальнейшем имела место детализация фактов и выводов о сущности патриотизма, например, в вопросах любви к отечеству у Ж. -Ж. Руссо, Н. Макиавелли, Фихте и др.
О проблеме формирования патриотического воспитания велась речь не только в политологической и социологической литературе, но также в педагогических теоретических исследованиях таких авторов, как В. Г. Белинский, А. Н. Радищев, Н. К. Крупская, К. Д. Ушинский, Р. И. Жуковская, В. А. Сухомлинский, С. А. Козлова, Н. Ф. Виноградова и др.
Также вопросами патриотического воспитания подрастающего поколения занимались педагоги-новаторы Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина, М. Д. Маханева, А. Е. Писарева, М. Ю. Новицкая и др. В работах данных исследователей детально разбираются различные аспекты патриотического воспитания детей, обозначаются современные требования к педагогам, влияние которых на личностный рост человека всегда очевидно.
В практических результатах исследований современных ученых (А. Д. Жарикова, Н. Ф. Виноградовой, Н. В. Алешиной и др.) отмечается необходимость и актуальность осуществления работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
Патриотизм в настоящее время можно рассматривать как междисциплинарное понятие, поскольку его исследование ведется с философских, социологических, психологических и историко-политических позиций. Общее его понимание продолжает отсылать нас к сфере жизненных ценностей и духовно-нравственного роста личности. В соответствии с определением, данным Р. Костюченко, патриотизм является одной «из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
В настоящее время патриотизм определяется как одно из наиболее ценных нравственных качеств, так как в прямой взаимосвязи с ним находится осознание значимости сохранения национальных традиций, знание истории родного края, в результате чего человек в дальнейшем может стать развитым в культурном отношении субъектом.
Для патриотического воспитания детей дошкольного возраста важен непременный межличностный контакт: «ребенок – ребенок», «ребенок – группа», «ребенок – педагог», «педагог – группа». Совместная деятельность по повышению уровня патриотических установок детей, основанная на культурной коммуникации, ориентирована на развитие позитивных личностных качеств дошкольника (рефлексии, эмпатии, познавательных интересов и пр., на воспитание эмоционального отношения к своей стране и городу, на приобщение к национальной истории и культуре.
В связи с этим общая цель патриотического воспитания заключается в развитии в личности духовности, ответственности и социальной активности. Достижение такой цели способствует выстраиванию адекватной ценностной иерархии и умению проявлять сформированные личностные качества в соответствующих ситуациях (к примеру, на национальном празднике, на встрече с ветеранами, на мероприятии в ДОУ).
Если говорить о более узких целях патриотического воспитания, то его можно представить как реализацию государственной политики в области патриотического воспитания подрастающего поколения. В социально-политическом смысле об устойчивости и жизнеспособности любого государства можно говорить только в тех случаях, когда для граждан такого государства характерна активная позиция, стремление поддерживать высокий морально-нравственный уровень и воспринимать служение Отечеству как личный долг.
Патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях должно отличаться разнообразием и постоянством, в нем должны иметь место организационные, функциональные, целевые, социальные и другие аспекты, то есть процесс должен осуществляться комплексно. Это позволит детям наилучшим образом осознать сущность проводимых мероприятий патриотической тематики, встреч, праздников, концертов, парадов и т. д. Одновременно осуществляется общеличностное развитие ребенка: он осмысливает свои обязанности перед страной и обществом, понимает уровень ответственности, запускается процесс его социализации.
На сегодняшний день в педагогической науке рассматриваются такие направления патриотического воспитания детей, как формирование любви к Родине и осуществление труда на ее благо, обучение бережному отношению к национальным традициям и культурно-историческим памятникам, развитие понимания взаимосвязи поведения и нравственности, стремления к межнациональному взаимопониманию и пр.
Организация патриотического воспитания в дошкольных учреждениях предполагает налаживание связей с семьей каждого ребенка. Примеры и опыты взрослых, близких людей играют большое значение в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. Изучая конкретные факты из жизни своих родственников или знаковым, дети постигают сущность таких понятий, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и др. Воздействие семьи на воспитание патриотизма и гражданственности усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Дети узнают об этом, как в семье, так и на занятиях в детском саду, когда демонстрируют семейные реликвии (фотографии, письма, медали, ордена, статьи из газет, книги и т. д., присутствуют на патриотических мероприятиях (музейных выставках, экскурсиях по местам славы, театральных постановках, парадах и праздниках и т. д.).
Вместе с родителями педагогом дошкольного учреждения может быть организовано своеобразное исследование для нравственно-социального и патриотического воспитания ребенка. С этой целью выбирается и определяется тема, происходит разумное ограничение ее временных и территориальных рамок, подготавливается материал, доступный и интересный для ребенка дошкольного возраста.
Интерес и любовь к родному краю, городу развивается у ребенка в результате правильного восприятия его ближайшего окружения. Дети сначала узнают свою улицу, детский сал, район, город, потом – страну и ее основные символы. Именно поэтому важно, чтобы работа по формированию патриотизма в детях велась постепенно и целенаправленно, с учетом возрастных, психологических и личностных характеристик дошкольников.
Итак, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ является поэтапным целенаправленным процессом совместной деятельности педагога и детей с участием родителей дошкольников, когда признается субъектная позиция ребенка, а его активность на протяжении всего дошкольного детства стимулирует с помощью специально подобранных средств, приемов и мероприятий.
Использованная литература
1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5. – C. 35-39.
2. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : Творческий Центр Сфера, 2013. – 157 с.
3. Костюченко Р. Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося [Электронный ресурс]. – URL : https://vertikal.lang-sch4.edusite.ru/p7aa1.html
4. Шевченко О. И. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста // XXVIII Ершовские чтения. Сборник научных статей. – Ишим, 2018. – С. 87-89.