Татьяна Шуянова
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Публикация «Консультация для педагогов „Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Ученые По мнению ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития ребенка. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
3. Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
4. ФГОСТ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ определяют содержание образовательной области «Социализация», которое направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе является одной из первых ступенек вхождения ребенка в процесс социализации, и задача педагогов состоит прежде всего в создании необходимых условий, способствующих успешной социализации ребёнка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Мониторинг В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
6. В последние годы понятия «проект», «проектная деятельность», «социальные проекты» глубоко проникли в наш лексикон, в нашу жизнь. И дошкольные образовательные учреждения не остаются в стороне от этого явления. Я считаю что, реализация проектов по патриотическому воспитанию влияет на развитие социализации детей. Мною разрабатывались и реализовались различные проекты: по времени реализации - краткосрочные и долгосрочные, по составу участников - взрослые и детско-взрослые. Тематика патриотических проектов самая разнообразная соответствующая возрастным особенностям: «Здравствуй, это Я!» — младший возраст; «Вместе дружная семья» — средний возраст; «Моя малая родина» -старший возраст; «Широка страна моя родная» — старший возраст (подгот. к школе группа).
7. В старшей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, выявлена проблема: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Для успешности социализации в дошкольном возрасте следует расширять круг общения ребенка постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками.
8. Поэтому следует уделять большое внимание работе над понятием «семья», в проекте «СемьЯ» проводились этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляли рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовить подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценировать сказки, рисовать на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применять современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывать ребятам презентации и проводить игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.
9. В проекте «Выкса – мой город родной» я, стремилась вызвать чувство восхищения своей малой родины, восторга и гордости. Материал подбирала доступный детям старшего возраста. Положительного результата достигла, только систематической работой, которая проходила так же вне занятий. Использовала различные формы работы по ознакомлению с родным городом.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
10. В ходе проекта «Моя родина – Россия» дети получили знания о своей стране, своём народе, его таланте и трудолюбии народа.
11. В нашем детском саду каждая группа организовала свой мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом русского народа. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т. к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
12. Совершили мы экскурсии и в городской музей, где экскурсоводы показали, быт и историю жителей древней Руси. После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
13 Проекты направленные на приобщении к русской природе воспитывали у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее. Научить жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.
Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
14 Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми это отражается в проектах «В здоровой семье – здоровые дети», «Сочи – 2014г»…
15 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
16. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Традиционными праздниками являются «Масленица», «Рождество»,
17. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
18. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.
19. В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей, «Вечера вопросов и ответов» с участием психолога, логопеда, воспитателя по экологическому воспитании. Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи. Родители оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в ремонте веранд, в благоустройстве территории детского сада.
20. Данный педагогический опыт показал, что качество социального развития ребенка в ДОУ – это результат деятельности всего коллектива, который стал возможен при правильной и эффективный организации педагогического процесса в ДОУ (режим, выбор программ и технологий, материально-техническое и методическое обеспечение, т. д.) ; при возможности каждого ребенка реализовать свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; при заинтересованности родителей воспитанников в педагогической деятельности детского сада, полной вовлеченности в эту деятельность и осознании себя первыми педагогами для своего ребенка.