Елена Мантурова
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду – требование Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной Образовательной Программы для дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» размещена в разделах
В программе воспитания Дошкольного Образовательного Учреждения одним из направлений воспитания является патриотическое направление. В основе патриотического направления воспитания лежат ценности «Родина» и «Природа».
Цель патриотического воспитания : формирование у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя, ответственного за будущее страны.
Задачи патриотического воспитания : формировать «патриотизм наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков; «патриотизм защитника», стремящегося сохранить это наследие; «патриотизм созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Россия - Родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, историю и культуру страны как свои собственные.
Тема патриотического воспитания очень важна, а в связи и со сложившейся ситуацией в мире считаю, что теме патриотизма должно уделяться особое внимание.
Прошлом году мы с детьми заняли первое место в районной проектной исследовательской конференции по теме «Кто он герой». В ходе проекта вы с детьми выясняли «Кто может быть героем». Ездили на экскурсию в пожарно-спасательную часть. Знакомились с профессией пожарного. Ходили в музей школы. Знакомились с героизмом людей в годы Великой Отечественной Войны. Приглашали в детский сад медика, познакомились с работой медиков в период пандемии. Посетил нашу группу и работник полиции. Рассказывал детям о работе полицейских, рассказывал каким рискам подвергаются во время своей работы. Выяснили, что участники специальной военной операции тоже герои. Все, кто вносит вклад в победу ради России. Писали письма участникам специальной военной операции, собирали им посылку с воспитателями и родителями нашей группы. Посетили памятники в селе Чернобыльцам и Воинам интернационалистам. Ходили на обелиск и возложили там цветы. Дети узнали, что есть праздник в России 9 декабря «День героев Отечества». В этот день славят и награждают героев России. Но самое главное ребята поняли, что герои — это обычные люди, которые живут рядом с нами. Которые в критической ситуации проявляют такие качество как доблесть, храбрость и мужество. Готовые отдавать свою жизнь ради спасения других. Результатом проекта стала книга о героях в которой дети описали и нарисовали свою работу.
Также в своей работе я использую фольклор.
Ребенок воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей Родиной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Детский фольклор – это особенный вид народного творчества, сопровождающий человека в период его детства. Уже много столетий прибаутки, приговорки, потешки, пестушки, считалки, сказки, былины ненавязчиво поучают и воспитывают ребёнка, приобщая его к культуре своего народа, осуществляя связь поколений и передачу накопленных знаний и опыта. Произведения русского фольклора помогают дошкольникам различать и осмысливать «доброе» и «злое», способствуют проявлению великодушия и заботы ко всему окружающему.
При отборе фольклорного материала я учитываю возрастные особенности дошкольников : для младшего дошкольного возраста беру более доступные колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, короткие считалки; в средней группе большее место уделяю народной сказке, закличкам, кричалкам;
С детьми старшего дошкольного возраста осваиваю такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, былины.
Начинаю работу с создания необходимых условий, способствующих возникновению интереса у детей.
У нас в группе создана соответствующая развивающая предметно- пространственная среда:
- оборудован уголок патриотического воспитания с элементами фольклора, где дети ежедневно пополняют знания о родном селе, городе, стране; куклы в национальном русском костюме.
- книжный уголок, где имеются книжки (сказки, потешки, загадки, былины, настольные игры по мотивам этих же произведений. Дети с радостью и большим желанием просматривают книги, пересказывают содержание знакомых произведений.
Работу с детьми я провожу посредством
- Чтения сказок, былин, показом кукольного, пальчикового, настольного театра, просмотра иллюстраций по русским народным сказкам, знакомства со сказочными персонажами, драматизации сказок.
- разучиванию потешек.
- играем в хороводные и народные игры.
-раскрашиваем и изучаем русский национальный костюм.
- знакомлю с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними.
- знакомлю с русскими народными инструментами, их звучанием
- экскурсии:
Особое место в своей работе уделяю былинам. Былина — это русская эпическая песня о богатырях. В центре сюжета обычно подвиг богатыря, героя произведений этого жанра, битва (а чаще поединок) с врагами русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Его победа имеет решающее значение для судьбы народа и государства. В образе богатыря воплощается мощь русского народа. Богатырь — это всегда воин-патриот. В былинах изображаются события из далёкого прошлого, причём события огромного значения для судьбы народа и государства. Ребенок еще не может расшифровать для себя смысл былин. Чтобы помочь им. Мы участвовали в реализации краткосрочного проекта «Герои русских былин». Данный проект направлен на развитие интереса детей к былинам и сказаниям. В ходе проекта мы читали былины, знакомились с героями былин -богатырями:
Рассматривали картины с изображением богатырей, познакомились с их доспехами.
Ездили на экскурсию в библиотеку. Где для нас делали выставку, готовили презентацию, играли, проводили викторину. В результате проекта дети узнали, что былины раньше назывались старины, а распространяли их гусляры, а позже певцы- сказители.
Самый знаменитый сказитель Трофим Григорьевич Рябинин. А самый известный собиратель былин был Рыбников Павел Николаевича. Но самое главное дети узнали главную мысль былин: свою землю надо любить, трудиться на ней, в трудную минуту быть готовым защищать её.
Работаю с родителями по этой теме:
- Пополняем уголок книгами с произведениями устного народного творчества;
Готовлю демонстрационный материал
- консультации для родителей
Подводя итог я могу с уверенностью сказать, чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях чувство патриотизма, духовность, милосердие, гуманность. И этому помогает фольклор, сказки, былины, которые обращают детские сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.