Ольга Ефремова
Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать, легко откликаются на все инициативы. Для воспитателя - это благодать. Именно в период дошкольного возраста происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Так как образы ребенка в этот период очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся следующие цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников :
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в ходе режимных моментов, в игровой деятельности, в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, самообслуживании и других видах деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников представляет собой некую систему, которая охватывает все уровни образовательной деятельности и реализуется через такие формы, как:
создание предметно-пространственной развивающей среды для дошкольников по гражданско-патриотическому воспитанию;
тематическая непосредственно образовательная деятельность;
взаимодействие с родителями;
эффективное взаимодействие с социальными институтами (экскурсии, взаимодействие с театрами, библиотекой, музеем, музыкальной школой, участие в городских конкурсах и многое другое).
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящими свой вклад в общее важное дело.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибших воинов, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников войн. Много памятников и обелисков на нашей земле.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказы о подвигах детей в военное время. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родителям следует рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
В системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников важно учитывать несколько направлений:
«Семья».Все начинается с родного дома и, конечно же матери – хранительницы домашнего очага. Воспитать любовь к самому близкому – к родному дому и семье – это основа основ гражданско-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
«Социум».Родившись, человек становится частью общества. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей» - сверстников и взрослых необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком. Важно создавать проблемные ситуации, направленного на развитие гибкого социального поведения. Для развития интереса к окружающему миру и обогащения представлений о социальной действительности важно посещение музеев, выставок, театров, экскурсий.
Важно знакомить детей с зарубежными странами и элементами их культуры, расширять в сознании границы мира. Правовое воспитание – еще один путь гражданско-патриотического воспитания дошкольника. Дети должны знать о своих правах.
«Труд человека».В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего города, края, страны, способствовать воспитанию уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда. Важным направлением в образовательном процессе ДОУ является приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для становления его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для своей семьи, друга, педагога, для группы, для детского сада.
«Экология».Педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и способствовать умению видеть красоту, жить с ней в мире и гармонии, не нарушая ее ритма, защищать ее. Донести ребенку, что он – тоже часть этой природы.
«Родина моя – бескрайняя Россия».Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания дошкольников является воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России. Нужно постепенно подвести воспитанника к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая родина - Россия, РФ. Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас нужно уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
«Культура».Патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности дошкольника.
«Культура» - одно из важных направлений в образовательном процессе ДОУ. Это различные праздники: народные, обрядовые, посвященные важным датам в истории России; развлечения; знакомство с местным народным промыслом.
Интересным для воспитанников является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, писателей, композиторов, военачальников, и многих других великих людей России.
«История».Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать дошкольника чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. В нашем учреждении проводится много мероприятий, позволяющих формировать у воспитанников уважительное отношение к истории страны, ее традициям. Воспитанники с увлечением слушают рассказы о ветеранах, их героическом прошлом, выступают в концертных программах, изготавливают поздравительные открытки. Хочется пробудить в дошкольниках чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Только единство требований ДОУ и семьи обеспечит дошкольнику условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнит детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.