Ольга Окорокова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства
▼ Скачать + Заказать документы
2слайд
«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная».
Ж. Ренар
Педагогами нашего учреждения, в связи с требованиями Образовательной программы, реализуется региональный компонент через ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к малой родине – городу Макушино.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Составной частью проекта является подпроект по художественному воспитанию детей «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изоискусства», реализация которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, позволяет дать сведения о природе Зауралья, о животном и растительном мире, об истории края, о жизни и культуре коренного населения.
Зауралье. Ворота Сибири:
Треугольник, устремлён на восток.
Часть пространства России -
Красивейший наш уголок.
Ирина Третьякова
Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?
Прежде всего, это места, где он родился и живет. Родная природа… один из сильных факторов воспитания любви к Родине. Любования ее красотой, бережное отношения к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства ребенка – искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Вначале, сама знакомилась и изучала историю города Макушино. Встречалась с людьми, которые изучают и накапливают исторические сведения, о городе, имеют документы фотографии старого города.
3 слайд
В ходе этой работы столкнулась со следующими проблемами. Родители пассивно относятся к нетрадиционным формам взаимодействия, не владеют достаточными знаниями о родном городе, крае. Мало познавательного материала для дошкольников. Недостаточно иллюстраций (быт, традиции). Работу начала с бесед, в ходе которых выяснила имеющиеся знания о родном городе, природе родного края. Оказалось, что знания невелики.
Проведенное среди детей старшего возраста, педагогическое обследование показало:
ст "А"гр ст "Б"грпод "А"грпод"Б"
2015год 46 48 51 58
4 слайд
На основе диагностических данных я разработала проект: ««Патриотическое воспитание дошкольников средствами изоискусства»
Основной целью моего проекта является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.
Для достижения этой цели определила ряд задач:
формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
формировать творческие способности детей, создавая условия для самореализации личности;
развивать у дошкольников интегративные качества, познавательный интерес к поисково-исследовательской и творческой деятельности;
способствовать расширению диапазона чувств, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности, осваивать работу с нетрадиционным и природным материалами;
5 слайд
При организации образовательного процесса постоянно придерживаюсь принципа интеграции. В своей работе использую такие методы и приемы, как:
-показ и сравнение способов изображения;
- проблемные и творческие задания;
«Снег зимой, какого цвета?».
«Белый снег - не просто белый.
Снег бывает разноцветный,
В полдень он сиреневатый,
На закате – розоватый,
Утром - нежно голубой.
Вот, ребята, снег какой.
Предлагаю детям нарисовать снег, в то время суток, которое им нравится.
Следующий приём - создание поисковых ситуаций
Проведя цикл занятий «Всё о бумаге», дети узнали, из чего изготавливают бумагу, виды бумаги. В ходе экспериментирования выяснили, что бумага горит, рвется, легко намокает. Мятой бумагой нарисовали «Зимний пейзаж».
- экспериментирование с цветом, изобразительным материалом;
После наблюдения на прогулке за космеей мы пришли к выводу, что рисовать цветок легче акварельными красками так, как она легко растворяется в воде и можно получить разные оттенки одного цвета.
Проектная деятельность в ДОУ давно стала приоритетной. Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность. Способствует развитию свободной творческой личности, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей. На протяжении проекта разработала краткосрочные проекты: «Бумажные чудеса», «Ёлочка, живи!», «Зауральская березка» и другие. 2другие2
6 слайд
-одним из приёмов используемых в моей работе -сочетание разных материалов и техник;
Например, в старшей группе берёзу рисовали белой гуашью на темном фоне, посыпали веточки солью - получилась березка в инее. В подготовительной группе, на кружке «Веселая полоска» осеннюю березку изготовили в технике квиллинг: тонкие веточки - черные ниточки, а листья, скрученные из бумаги квиллингом. В средней группе нарисовали на березе снег пальчиками.
7 слайд
- интеграция различных видов художественного творчества;
- Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. Поэтому без интеграции различных видов художественного творчества в моей работе не обойтись.
При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, использую высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений. Качественные репродукции произведений изобразительного искусства.
Произведения зауральских поэтов и писателей: Аркадия Соловьёва Смирнова А. М, Куликов Леонида Ивановича и других.
Особенно стоит отметить, что мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания современного ребенка, поэтому создание электронной библиотеки – незаменимый помощник в моей работе. На сегодняшний день собраны (и продолжают пополняться) папки с иллюстрационным материалом по следующим разделам: «Зауральская роспись», «Русский национальный костюм», «Русская деревянная архитектура», «Пейзажи России: времена года», «Герман Травников» и другие.
8слайд
Данный проект реализую уже третий год. Работа в проекте выстроена по блокам.
1 блок: «Наш друг природа»
Одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае является краеведение, способствующее вовлечению дошкольников в художественное творчество.
9слайд
Совершая с детьми мини-походы, экскурсии, Мы побывали в тех местах, где дети лучше всего могли бы наблюдать признаки того или иного сезона; весной в цветущем саду, зимой – на заснеженных улицах города, осенью в парке. Обращаю внимание на красоту незатейливого цветка, на зимнюю красавицу – березку, вместе с детьми любуемся осенними красками в природе.
Природа края самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Пейзажи раскрывают перед детьми красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать. Свои впечатления увиденного дети воплотили в рисунках: «Золотая осень», «Зима в лесу», «Деревья в инее», «Березка в золотом уборе», «Падали снежинки», «Первая листва».
10 слайд
Одной из интересных форм работы с детьми стало проведение различных акций. Так в прошлом 2016году совместно с детьми, педагогами ДОУ и родителями провели акцию ««Ёлочка живи» против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом.
Наряду с наблюдениями, беседами, изготовлением плакатов, проведением праздника вокруг живой ели на участке, распространение буклетов «Ёлочка живи» среди родителей и сотрудников детского сада, с детьми провели примерный подсчет вырубленных деревьев. Результат – загубленный еловый лес, вызвал у детей много эмоций, с которыми они поделились с родителями. А я поделилась проблемой и на сайте группы «Теремок». Итогом акции стала выставка творческих работ – детей с родителями и воспитателями «Сделаем елочку своими руками»;
11слайд
2 блок: Животный мир Курганской области.
12 слайд
Знакомя детей с животным миром края, стараюсь проводить нестандартные занятия. Занятия-тесты: например, «Ёлочкины друзья»- дятел, заяц, белочка. Детям предлагаю выбрать, кто будет ёлочку лечить?; Кто поможет размножить семена (Мышь, клёст, белка) и тд.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь приходят дидактические игры. Занятие – игра: «Кто где живёт», «Чей клюв» и другие.
13 слайд
При знакомстве с птицами родного края провели акцию «Покормим птиц зимой», в результате совместного труда и творчества детей и взрослых были созданы самые разнообразные кормушки. В группах установили дежурство в «Птичьей столовой» : чистили и пополняли кормушки собранным кормом, наблюдали за птицами на прогулках. С детьми подготовительной группы оформили выставку «Прилетели птицы». Дети изобразили птиц, используя нетрадиционные техники (пальчиками, ладошками, квиллинг, салфетками, крашеной крупой, пластилином). Да чем мы только не экспериментируем! Используя различные техники нетрадиционного рисования, пришла к выводу, что главное заинтересованность детей. Порой нестандартное мышление детей даёт толчок к более интересным и необычным творческим идеям! Совместно с детьми оформили альбомы «Животные нашего края», «Наши птицы».
14слайд
3 блок: «Моя родина - город Макушино»
В ходе реализации проекта дети познакомились с историей родного города, символикой, достопримечательностями.
В великой России в родном Зауралье.
Есть город с необычным названием – Макушино.
Здесь мы живём и растём,
Его своей родиной малой зовём.
Фёдор Махнёв основал поселение,
Избу срубив, здесь лет 200 назад.
Люди, влюблённые в край этот дивный
Из поселения сделали град.
15 слайд
Знакомя детей с исторической хроникой родного города (детям дала представления о возникновении города, о первооткрывателях Зауралья). Деятельность с детьми носит исследовательский характер. В образовательной деятельности с детьми изучаем строение русской деревянной избы, терема. Образ древнерусской архитектуры воплотили в рисунке православного храма, в конструировании макета «Город – крепость». В детском саду прошел конкурс уголка русской избы. Созданы альбомы «Макушино, какое оно было и какое есть».
На занятиях по изобразительной деятельности знакомлю детей с геральдикой нашего края, России: рисуем карту Курганской области, выполняем аппликацию «Российский флаг», «Герб Зауралья».
16 слайд
У каждого народа свое понимание женской и мужской красоты. Для знакомства детей с народным искусством Зауралья провожу с детьми старшего возраста занятия по ознакомлению с историей костюма и вышивки: «Зауральский мужской и женский костюм», «Зауральская вышивка», «Кукла – оберёг. В группе «Гнёздышко» прошли посиделки, на которых воспитатель с детьми вспомнили русские народные игры. Родители приготовили для детей русские народные костюмы.
Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям. Праздники Пасхи, Рождества воплощаются в создании детских творческих работ. В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. На занятиях дети изучают «Зауральскую роспись», построение несложных узоров и орнаментов; выполняют упражнения в освоении различных мазков.
17слайд
Знакомство с достопримечательностями города происходит как в образовательной деятельности ( темы НОД: «Дом, в котором я живу», «Улицы моего города», «Здания в городе, которые мне нравятся», «Храмы нашего города», «Мой любимый детский сад» и др., так и в совместной с детьми деятельности, например, проводя экскурсию по улицам города совместно с педагогами, начиная со старших групп, обращаем внимания на исторические архитектурные постройки, на современные административные и социальные здания.
В нашем детском саду сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых.
Ежегодно организуем выставку детских работ в районной библиотеке и сами посещаем выставки.
Экскурсии в Районный музей, стали уже традицией, всегда вызывают у детей много положительных эмоций и откликов в их душах. Работники музея знакомят детей с прошлым города, с атрибутами быта, с тематическими выставками художников города, знаменитыми земляками. Свои впечатления об увиденном и услышанном, дети переносят в рисунок, постройки, игры.
Результатом деятельности в данном направлении стали совместные детско –родительские проекты «Дом, в котором я живу», составлен альбом «Экспонаты музея».
18слайд
Очень значимым для русского человека является праздник 9 мая. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам.
Ежегодно в мае в детском саду проходит акция: «Письмо ветерану». Оформленные детьми письма – «серые конверты» помещаем на стенде в музее. Каждый из ветеранов может взять письмо с детскими рисунками о мире. На празднике - встрече с ветеранами в ДОУ каждому подарили открытки - сувениры, сделанные своими руками дети выступили с музыкальными номерами. Сотрудники детского сада совместно с родителями организовали чаепитие Кроме того, приняли участие во всероссийской патриотической акции «Дети России - за мир», областном конкурсе рисунков о мире на сайте «Зауралье. ру».
.
19слайд
В дни проведения торжественных мероприятий, посвящённых государственным праздникам, таких, как «23февраля», «9 мая», «День пожилого человека», «8Марта» дети рисуют на тему: «Мой папа», «Наша Армия», «Солдат на посту», «Моя мама самая красивая». Изготовляем сувениры и открытки.
20слайд
По итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города, поселка. Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, знаменитых людях.
Имеют представления о природных богатствах края.
Диагностика
ст "А"гр ст "Б"гр под "А"гр под"Б"
2016год 71 76 84 86
21слайд
Своим опытом делюсь не только в рамках детского сада, на мероприятиях муниципального уровня (педагогические чтения, на курсах повышения квалификации 2016г). На сайте «Одноклассники» образована группа нашего детского сада «Теремок», где открыта моя страничка. На страничке я регулярно размещаю мини советы, рекомендации для родителей. Делюсь детскими работами кружка, поделками к праздникам. Участвую в конкурсах для детей и педагогов https://ya-odarennost.ru/tekuschie-konkursy .
Публикую материалы на сайте Ссылка на эту страницу: https://www.maam.ru.,
https://doshkolnik.ru/prezentacii/9066.html.
22слайд
В своей работе использовала литературу и интернет ресурсы.
Литература:
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
-Н. В. Алешина «Знакомим дошкольников с родным городом»
-И. Рыбакова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание 2003 №6,с45-55
-Т. А. Якушева «Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего
дошкольного возраста». // Дошкольная педагогика 2006 №
сайhttps://detskiy-mir.net/д;
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/04/annotirovannyy-katalog-internet-resursov-dlya-vospitatelya-doshkolnogo;
https://www.moi-detsad.ru/;
https://dob.1september.ru/;
www.maam.ru
23 слайд
В заключении своего выступления хочется отметить, что развитие художественно-творческих способностей детей в моей работе осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Я очень надеюсь, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
24 слайд
Спасибо за внимание!